Журнальный вариант реферата музыкальной конференции «Пойте Господу», 2008 г.
Все христиане - певцы. Это заявление не означает, что все обладают одинаковыми дарами и способностями. Это означает, что всякая спасенная душа желает петь для прославления своего Спасителя. Истины о Боге, Христе, спасении, небесах и жизни вечной настолько велики, что мы не можем просто говорить об этом. Мы хотим об этом петь.
Эти истины затрагивают наши чувства. Эти истины требуют нечто больше чем повествование, дискуссию или анализ. Они требуют поэзии, музыки и песни. Ведь истина касается нашего разума, а чувства касаются нашего сердца. Поэтому дело сердца или эмоций так же важны для отражения Божией истины, как и дело головы, т.е. разума. Значит, причина по которой мы поем в том, что глубина и высота эмоций не могут быть выражены просто в проповеди или прозе. Для этого проза облекается в поэзию, а поэзия в песню. Пение - это христианский способ сказать: Бог так велик, что размышлять об этом недостаточно, необходимы глубокие чувства. И слов недостаточно, необходима песня.
Все эти рассуждения приводят нас к вопросу: каким должно быть наше пение? В начале я хочу привести два библейских примера пения. Один показывает смысл ветхозаветнего храмового песнопения, а другой взят из книги Откровения и показывает песнопение будущего.
5 глава 2-ой книги Паралипоменон описывает событие когда был построен храм. Это был великий день для Израиля. Хор левитов и 120 священников с трубами совершали музыкально-певческое служение в этот день. Смысл этого служения виден в 13 и 14 стихах: «и были как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа.» Это служение было угодно Господу потому что слава Господня в виде облака наполнила дом Божий в тот день.
В Отк. 5: 9, 11-12 показан великий хор будущего, который прославит Бога. В этом песнопении будущего перед нами также открывается цель и смысл совершаемого действия. Небожители поют новую песнь Агнцу. И это служение принимается Богом.
Итак, уже из этих двух рассмотренных нами текстов Писания мы можем сделать следующие выводы:
1. Необходимо чтобы пение восхваляло и славословило Господа
2. Необходимо чтобы пение было Господу
3. Необходимо чтобы это служение было принято Господом
Сделанные нами выводы ставят перед нами вопрос, поставленный в названии нашей статьи:
Кому мы поем?
Прежде чем каждый из нас ответит на этот вопрос, давайте посмотрим на новозаветный принцип, который покажет нам кому мы должны петь:
Кол. 3.16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
Этот текст показывает, что существует три направления в служении пения. Эти три направления отвечают на вопрос «кому мы поем». Наше служение пением относится к Господу, друг другу и к нам самим. Эти три направления я хочу назвать вертикальный аспект, горизонтальный аспект и внутренний аспект служения. Для удобства мы воспользуемся следующей схемой:
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Пение направлено к Господу
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Пение направлено к людям
ВНУТРЕННИЙ АСПЕКТ
Пение касается самого поющего
Служение Богу
Служение людям
Самоназидание
Направление вверх
Направление в стороны
Направление внутрь
Теперь рассмотрим каждый из этих аспектов в отдельности:
Вертикальный аспект - пение Богу
В 94 псалме мы находим много указаний на пение как служение Богу:
« Приидите, воспоем Господу, воскликнем твердыне спасения нашего; предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему, ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами. В Его руке глубины земли, и вершины гор - Его же; Его - море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его. Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего; ибо Он есть Бог наш, и мы - народ паствы Его и овцы руки Его.» Пс. 94.1-7
Псалмопевец Давид знал как служить и петь Богу. В этом призыве Давида мы находим вертикальный аспект пения. Кому мы поем, когда приходим на служение? Мы поем Господу. Это основа музыкально-певческого служении. Когда присутствует эта основа, все остальные аспекты занимают правильное положение. Когда этого нет, остальные аспекты становятся основой.
Как только пропадает вертикальный аспект на первое место выходит горизонтальный аспект. Мы просто начинаем петь друг другу. Во многих церквях это проблема. Пение в церкви в этом случае существует для развлечения слушателей. Почему в церквях начинают хлопать в ладоши? Потому что служение превращается в шоу. Людям нравится полученное развлечение. На первом месте стоит горизонтальный аспект. В правильном расположении вертикальный аспект касается молитвенных гимнов в которых мы обращаемся напрямую к Богу, прославляя и благодаря Его. Это песни Богу, в то время как в горизонтальном аспекте это песни о Боге для слушателей.
Кто пел Господу?
История Павла и Силы, поющих в темнице поучительна прежде всего тем, что учит нас молиться. Эти ученики «молясь воспевали Бога» (Дн. 16:26). А по другому и нельзя. Если наше пение направлено к Богу - что это как не молитва? И даже если это не молитвенный гимн, как важно чтобы поющий, готовясь к этому служению в церкви не забыл помолиться. В Исх 14:31 сказано: «И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию» Этот текст показывает еще одну сторону человека поющего Богу - это тот кто имел встречу с Господом. В богослужении каждая возрожденная душа имеет общение с Богом. Поэтому вертикальный аспект необходим для этого общения. Во многих псалмах Давид побуждает нас поклонятся Богу в пении. В этом случае особо важно общее пение, так как после общей молитвы - это вторая форма общецерковного поклонения Богу.
Рим. 15. 5-6: Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
Поющий Господу - приносит жертву и является священником
Для того, чтобы вертикальный аспект пения занимал правильное положение, нам необходимо усвоить одну важную истину: поющий Господу - приносит жертву и является священником! В послании к Евреям служение уст определяется как жертва хвалы: Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Евр. 13.15. Естественно, что всякая жертва приносилась священниками. Но кроме жертв животных уже в Ветхом Завете есть побуждение для жертв восхваляющих Господа. В Пс. 49. 14 мы читаем: «Принеси в жертву Богу хвалу...» Новозаветние христиане являясь царственным священством призваны к этим духовным жертвам прославляющим Господа. Апостол Петр побуждает нас следующими словами: «...устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:5).
Однако, мы знаем, что не всякая жертва была угодна Господу. Это же можно сказать и о пении. Именно поэтому псалмопевец говорит: «Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь. Да будет благоприятна Ему песнь моя» Пс. 103.33-34. Всегда ли наша песнь благоприятна Богу? Часто поющие в церкви даже не задумываются над этим вопросом. А ведь благоприятность песни напрячмую зависит от духовной подготовки поющего, как и благоприятность жертвы зависила от церемониальной подготовки священника.
Вертикальный аспект проявляется когда мы оцениваем пение: - Как прошло собрание? - Да, не очень... По каким критериям мы это говорим? Я мало получил. Но если пение в церкви - это пение для Господа, тогда вопрос должен стоять иначе: Что получил Господь? Как Он оценивает это пение? Принял ли Он эту жертву хвалы.
Горизонтальный аспект - пение людям
Определив первостепенную важность вертикального аспекта, давайте рассмотрим аспект горизонтальный - пение людям. В чем важность этого направления? В Кол. 3.16 сказано, что пением мы научаем и вразумляем друг друга. По нашей схеме видно, что горизонтальный аспект является служением людям. В Евр. 10 . 25 сказано : «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.» Важность этой части певческого служения в том, что она ставит критерии как тексту так и мелодии исполняемых произведений. Этот критерий можно обозначит одним вопросом: Есть ли в этом назидание? Указание Писания в этом случае однозначно: «Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом... - все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14. 26).
К сожалению, необходимо признать, что назидание в наши дни часто подменяется некой «звуковой медитацией» посредством часто повторяющихся коротких фраз и мелодий, которые, якобы призваны вводить человека в «особое» духовное состояние. Опасность подобного лже-назидания в том, что воздействие подобной музыки на слушателей ближе всего действию внушения или гипноза. Ведь степень мидитации напрямую зависит от продолжительности однообразных повторений. Никакого назидания такое пение не несет, но, напротив приносит духовную болезнь как для поющего так и для слушающих.
Назидание для церкви будет тогда, когда поющий совершает это служение не по собственному тщеславному, человеческому желанию, но как результат получения дара Духа Святого. Редко кто из поющих в наших церквях может ясно ответить на следующий вопрос: Есть ли у тебя дар Святого Духа для пения? А ведь именно ответ на этот вопрос является определяющим для церковного назидания. Не случайно Павел призывает нас словами «вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви» (1 Кор. 14:12). В противном случае всякий поющий может стать по определению апостола «трубой, издающей неопределенный звук» или человеком произносящим «языком невразумительные слова».
Вертикальный аспект не должен противопоставляться горизонтальному. Ведь пение из первой категории естественным образом попадает под вторую. Потому что назидание будет обязательным от песен молитвенных, направленных напрямую Богу. Слушая такое песнопение церковь учится как нужно относится к Богу.
Внутренний аспект - самоназидание
Третье направление пения - это самоназидание. В Еф. 5. 19 Павел говорит: «назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу».
Из этого текста мы видим, что поющий должен получать назидание для самого себя. Мое пение - это мое поклонение и служение Богу, через которое Бог действует в сердцах слушающих. Слишком часто мы рассматриваем пение и музыку как приятное занятие, в котором нам просто нравится участвовать. Поэтому хоры церквей или музыкальные группы часто фактически являются собраниями христиан, для которых пение - некое хобби. Однако, Библия призывает нас к самоназиданию, которое должно вести к духовному росту поющего. Хочу еще раз отметить, что все три аспекта о которых мы говорим в данной статье будут занимать правильное положение если поющий совершает свое служение не по причине собственного человеческого желания, но как использующий дар Святого Духа. И здесь мы подходим к очень важному вопросу в отношении поющего, а именно - действие Духа Святого. Самоназидание не происходит по моей собственной воле. Давайте еще раз посмотрим на слова Павла: «... исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными...» (Еф. 5:18-19). Самоназидание происходит при исполнении Духом Святым. Более того, при пении должно быть как самоназидание, так и исполнение Духом. И здесь возникает еще один «трудный» вопрос для поющих: «Кто из вас исполяется Духом при пении в церкви?» Если не многие, тогда мы нашли ответ, почему часто в служении пением пропадает вертикальный аспект.
Что происходит когда отсутствует вертикальный аспект?
Если в служении пения мы стремимся только к удовлетворению нашего слуха - это не служение Богу, а насмешка над Ним. Когда мы начинаем верить, что я должен быть удовлетворен, нежели Бог прославлен, мы делаем Бога ниже нас самих.
Если на первое место выходит горизонтальный аспект, мы становимся плотскими актерами
Лук. 7.31 Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали.
Рим. 8. 4-8: Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
Мф. 15.7-9 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
Если на первое место выходит внутренний аспект, мы становимся гордецами и лицемерами
Ис. 1. 12-15 Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу...
Если наше пение не направлено в первую очередь к Господу, мы никогда не сможем назидать других. Это очень ярко видно в Кол. 3.16: мы должны научать и вразумлять друг друга, воспевая Господу. Форма глаголов в этом тексте показывает зависимость горизонтального аспекта от вертикального. Другими словами, только воспевая Господу, мы можем наставлять других. С другой стороны, при отсутсвии вертикального аспекта мы никогда не получим духовной пользы для себя. Потому что духовной пользой может быть только плод Духа, когда мы поем для Господа.
Как же нам петь Господу?
В Еф. 5. 17-20 мы находим 4 утверждения о пении:
1. Пение должно быть выражением исполнения Духом Святым - «исполняйтесь Духом... поя и воспевая»
Мы видим, что пение является следствием исполнения Духом Святым. Это означает что пение не естественно, но сверхестественно. Дух Святой - это Бог. Он сверхестественнен. Он исполняет человека и ведет его к песнопению. Пение христианских гимнов не всегда угодно Господу. В Ам. 5. 23-24 Господь говорит: «Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать.» Существует религиозное пение, которое неугодно Господу - это пение которое не является действием Духа Святого.
2. Пение должно быть от сердца - «поя и воспевая в сердцах ваших...»
Буквально сказано «воспевая сердцем». Противоположность этого, если не будет исполнения Духом будет «воспевая ртом». Но воспевая сердцем означает, что вы верите в то о чем вы поете и вы чувствуете это. Другими словами христианское служение пением - это не просто литургическое действие, не просто слова «на ветер» (1 Кор. 14:9), но это внутреннее служение Богу.
3. Пение должно быть Господу - «воспевая в сердцах ваших Господу»
Петь Господу означает, что служение должно быть Бого-центрично или Христо-центрично. Как неотемлемая часть богослужения пение должно быть направлено к Богу, с пониманием того что Бог все видит и слышит и с желанием того, что Господь это примет и одобрит.
4. Пение всегда должно быть с чувством глубокой благодарности Богу - «благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа»
Благодарить всегда и за все - иногда это сложно, но к этому побуждает нас Писание - видеть во всем руку Божию, все направляющую к Его славе и благу Его народа.
Подводя итог нашим рассуждения о пении, давайте зададим вопрос: «Что же делать?» И вместе с Апостолом Павлом ответим на него: «Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: "аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.» (1 Кор. 14: 15-16)
Не вдаваясь в толкование этого текста, хочу сказать одно - будем стремиться, чтобы другие слыша наше пение, понимали, принимали его и могли сказать «Аминь». А самое главное, чтобы наше пение принял Господь!