Давайте в очередной раз проговорим базовые понятия про язык и языковую политику.
Вот смотрите. Два взрослых человека занимаются сексом в локации А, а еще два человека - в локации Б. Процесс технически в этих локациях происходит совершенно одинаковый.
Вот только в локации А этот процесс происходит по обоюдному согласию, а в локации Б - по желанию одной стороны против воли другой - то есть изнасилование. Моя позиция очень простая - люди могут заниматься сексом, если это - естественный процесс, где нет никакой неволи. А вот насиловать людей плохо. Не нужно противоестественного насилия.
И вот ровно такие же принципы можно и нужно применять и к другим процессам. Например, в данном случае - языковым.
---
Когда в 1975 десятки тысяч белых португальцев бежало из Анголы, бросая в порту Луанды открытые автомобили, они оставляли новую независимую страну, в которой черное население португальского языка практически не знало и уж точно он не был родным статистически значимой прослойки черного населения.
В 2023 году для абсолютного большинства ангольцев родным является именно португальский. Потому что португальская колониальная власть - это да, плохо, а вот бразильские сериалы и линва-франка для десятков племен в огромном многомиллионном мегаполисе Луанда - это хорошо. За считанные поколения оформилась новая большая лузитаноязычная нация. Естественным путем, после ухода клятых колонистов. Так бывает и это прекрасно.
---
В 19 веке евреи неожиданно обнаружили, что они раскиданы по всему миру и говорят на разных языках. Отдельные энтузиасты идеологии сионизма поехали в турецкую Палестину и с нуля начали возраждать в новом качестве живого разговорного языка древний литургический язык еврейского народа. в 1920-х Палестина стала британской, евреи ехали и детей учили строго ивриту.
Клятые колонисты ушли в 1940-е и в момент провозглашения Израиля 80% еврейского населения ивритом уже владело и практически для всех детей и молодежи это был родной язык. Низовой национальной инициативой, без государства сверху (оно было турецким и британским до этого момента), естественным путем. ну а дальше миллионы евреев ехали в уже созданную языковую среду по принципу интеграции как в любой переселенческой нации от Аргентины до Новой Зеландии. Так бывает и это тоже прекрасно.
---
В Российской Империи великорусский язык был не так чтобы престижным. На нем практически не говорили ни национальные меньшинства, ни малороссы. Где-нибудь в Крыму русские и даже немцы с евреями учили татарский, чтобы изъясняться на базарах, а вот татары русский - не особо. СССР начался и вовсе с институционального гнобления русского языка много где. Украинизация, белорусизация и всякое такое в 1920-30-е имели место. Но в послевоенном СССР естественной силой вещей вокруг создаваемого Москвой культурного поля эпохи массовой культуры - газет, радио и, наконец, телевидения, русский язык стал набирать обороты и пошел процесс языковой русификации целых народов.
А уже в постсоветской России с тотальным телевизором и далее мощнейшим Рунетом этот процесс только набирал обороты. Самое главное тут - РФ последовательная институциональная многонационалия, в которой десятки государственных и официальных языков на уровне регионов, в которой десятки миллиардов потрачены и тратятся на поддержку и развитие нерусских языков.
И русификация - это естественный процесс, вызванный силой вещей. Инициативные группы родителей, которые годами требовали отменить обязательные уроки татарского языка зачастую состояли и возглавлялись именно что этническими татарами, которые просто не видели и не видят в светлом будущем своих татарских детей между русским и английским, работой в казанском офисе и отдыхе на иностранном курорте места татарскому языку.
---
Иное дело прочие языки бывшего СССР. И во многих республиках, и в новых незалежных странах титульные национальные языки были не нужны миллионам. И тут вместо естественных процессов в ход пошло государственное языковое принуждение - изнасилование мовой.
В Якутии вы можете посмотреть на якутском языке в кинотеатре как местных сахаязычный изначально фильм, так и дублированные фильмы российского и западного производства. Потому что у небольшого саха народа есть спрос на свой язык в кинотеатрах и российское государство этому не мешает.
Даже либеральные куколды в РФ сейчас не могут отрицать очевидную дискриминационную языковую и культурную политику Украины, но оправдывают это реакцией на злую Россию. Так вот это конечно же не так. СВО началось в 2022 году, Крымнаш был в 2014 году, но, например, задолго до этого в 2008 году Конституционный суд принял постановление о том, что все копии иностранных фильмов в стране должны переводиться на украинский язык.
Русский по Переписи 2001 назвали родным на 0.3% населения Украины (как саха в России), а аж 35% населения. Но жители тотально русскоязычных городов типа Севастополя не могли законно посмотреть какой-нить очередной Форсаж на родном русском языке в кинотеатре. Это противоестественный процесс - изнасилование.
И начался он в Прибалтике или на Украине буквально в 1991, набирая обороты. А в республиках РФ в итоге он был свернут по окрику Москвы.
---
В мире много чего есть законного и регламентированного. На Западе легализованы однополые браки, а в исламском мире много где легализована смертная казнь за отказ от исповедания ислама. И гомосеков женят, и вешают на строительных кранах тайно крестившихся вполне более чем законно. Что не отменяет того, что с нашей колокольни одно или второе, или и то и другое может казаться неприемлемым.
Я, повторю, в языковом вопросе за свободу и естественность. Для меня языковое насилие неприемлемо ни в каком виде(и тут я выступаю против мейнстрима русского национализма, который верезжит по поводу статуса того же украинского языка в Крыму).
Безусловно, будучи русским и русскоязычным такую позицию разделять легко и приятно. Но тут мне повезло от рождения. Русский язык - это богатый красавец, который нравится всем.
А украинский язык - это ублюдочный урод, от которого женщины разбегаются и которому изнасилование - единственный вариант. Потому украинское государство - это такой злой муж и отчим своих миллионов русских и русскоязычных жен и детей, которых это государство систематически насиловало и насилует. Но вполне законно и регламентированно.
Возникает вопрос - а можно ли этому помешать? Я считаю, что можно и нужно.
---
... проблема в том, что Россия, предпринимая шаги по прекращению этого насилия поступает по совести, но делает это регулярно невовремя и неуклюже, придумывая какие-то дикие концепции и обоснования и принося освобождаемым разное. Россия, безусловно, герой во всей этой истории, но не идеальный супермен, а вот что-то такое:
ВКС РФ летят освобождать Новороссию от бандеровцев
Так и живём.