Булимарексия

Jan 19, 2014 18:45


Вслед обсуждениям идеи о том, что анорексия может быть своеобразной формой протеста молодых девушек (и девочек-подростков) против "женской доли" - против роли сексуального объекта, которую приготовило для них патриархатное общество.

Эта идея возникла давно: ещё в 90-х её обсуждали в феминистских кругах (что-то вроде "нашего ответа" Наоми Вульф), в конце нулевых я встретила несколько публикаций психологов, в которых высказывалась идея о том, что различные формы ауто-агрессии в среде девочек-подростков (сочетание eating disorders + cutting + promiscuity, хотя последнее далеко не всегда) может быть попыткой протеста, ответной реакцией на раннюю сексуализацию, которой их подвергает общество. В качестве исторических доказательств приводилось то, что прямые свидетельства об анорексии среди молодых женщин можно найти начиная со времён Средневековья, и что в 19 веке отказ от пищи и сильная худоба у девочек-подростков служили той же цели, что и истерические симптомы: задержать развитие вторичных половых признаков, получить статус "хронически больной" и с помощью этого избежать брака. То есть, возможно, существует корреляция между социальным статусом женщин и возникновением у них пищевых расстройств (более 90% поражённых тяжёлыми пищевыми расстройствами комплекса анорексия-булимия - это женщины).

Моё мнение по этому вопросу: пищевая психопатология у женщин (булимарексия) - это культурный синдром, переходящий в самостоятельное психиатрическое заболевание (с наиболее высоким показателем смертности, по сравнению с другими психическими расстройствами).

Заболевание возникает как пост-травматическая реакция (все специалисты сходятся на том, что пищевые расстройства неизменно сопровождают и/или являются последствием абьюза). Не думаю, что можно найти хотя бы одну девушку с дисморфофобией, у которой не было бы истории абьюза (ранний детский абьюз - особенно физическое насилие в возрасте до 3-х лет - имеет наибольшие возможности, вслед за инцестом, вылиться в ауто-агрессивные практики в подростковом возрасте). "Стандарты красоты" играют в этом контексте столь мощную и негативную роль, потому что они "предлагают ответ" на ситуацию социальной изоляции, "неприкаянности", "отсутствия социальных навыков", которая характерна для подростков с историей абьюза: этот ответ - самоконтроль, дисциплина. Третьим углом в этом трагическом треугольнике является гендерная социализация, львиную долю которой в случае женщин составляют именно дисциплинарные телесные практики. Когда девочка начинает голодать, она чувствует, что поступает правильно, в соответствии с ожиданиями социума (телесное дисциплинирование плюс мотив "умерщвления плоти" (santa anorexia - религиозный термин)). По этой же причине окружающие "не замечают" и "не удивляются" количеству употребляемой девочкой еды.

У 80% больных булимарексией обнаруживается депрессия, у 65-90% (в зависимости от стадии заболевания) - тревожность. Эти два симптома, как и протекающее по дисморфофобическому сценарию обсессивно-компульсивное расстройство, можно расценивать как в качестве этиологии, так и в качестве специфических симптомов заболевания булиморексией (точно определить невозможно). Однако, есть и характерные симптомы, связанные с хроническим недоеданием/голоданием и с физическим истощением:
- ярко выраженная неспособность артикулировать гнев
- специфическое ощущение всемогущества, маниакальное состояние, сопровождающееся эйфорией.

Именно это последнее замыкает круг: только испытывая голод больная булимарексией чувствует себя эмоционально приподнято, чувство голода повышает самооценку, голод становится и смыслом, и радостью жизни. Анорексию часто называют дешёвым наркотиком, именно за этот специфический эйфорический эффект. У человека возникает эмоциональная зависимость от голода, и с этого момента булимарексия начинает действовать как самостоятельная психопатология. Что, разумеется, само по себе исключает мотив анти-патриархатного протеста или какого-то иного скрытого смысла.

Пси

Previous post Next post
Up