О непротивлении

Oct 06, 2013 21:53


Самое частое, что можно услышать в смысле восхваления феминизма, - это то, что эта идеология/движение никого не убили, не покалечили, что это пацифизм и ненасилие в самом ультимативном смысле. Это есть хорошо, это единственно возможный путь к истинно чему-то там (нужное вписать).

Интересно всё-таки. Женщинам постоянно рекомендуют "не применять насилие", "не сопротивляться", например, при изнасиловании, потому что, если ответишь ударом на удар (реально или символически), то это приведёт к "тяжким последствиям", "будет хуже" (а вот это разве не угроза?). Дать отпор агрессору называется "замыкать круг насилия" (а как, интересно, можно его разорвать? до сих пор увещевания и разъяснения не дали результата). Эффективное и активное сопротивление насилию называют "агрессией", совершенно игнорируя контекст асимметрии властных отношений.

Интересно, что возможности сопротивления обсуждаются всегда в некоем вакууме, из обсуждений исчезает контекст: мы существуем в рамках общественной организации, которая характеризуется 1) структурным насилием 2) иерархичностью 3) системой привилегий 4) классовым расслоением 4) асимметрией (прежде всего, властной) 5) бинаризмом (это когда реальность организуется в оппозиционные пары, один из элементов которой наделяется властью и провозглашается нормой; при этом второй элемент пары становится аберрацией первого). Наше общество - это непрерывный процесс воспроизводства господства/подчинения, которые распространяются с (женских) тел (разделение по гендерному признаку поэтому всегда и везде первично) на остальное пространство (территории). В контексте гендерных противоречий, как и в контексте расы, пацифизм и непротивление представляют собой позиции, выгодные привилегированной группе.


Пацифизм и непротивление, посмотрите же, - ведь это патриархатная мораль. Мораль, как известно, создаётся и насаждается среди подчинённых: женщинам мораль говорит, что они должны переносить насилие и ожидать, когда общество эволюционирует, поймёт неправильность ситуации и трансформирует её. В христианстве это доктрина подставления второй щеки, для неверующих - это вера и надежда на структуры, созданные патриархатом: Государство, Правительство, Мили-полицию, Юстицию, Социальные службы... Степень цинизма вызывает некоторую оторопь, согласитесь. Патриархатная мораль пацифизма и непротивления создана для того, чтобы поддерживать и обновлять, адаптировать систему к любому возможному изменению, чтобы делать презентабельным и приемлемым Насилие, осуществляемое с позиций Господства. Такое насилие является нормой, а любое другое поползновение к симметричному ответу - "разрушающей ненавистью".

В контексте социальной асимметрии пацифизм и непротивление нужны для того, чтобы заставить нас адаптироваться несмотря ни на что, чтобы заставить нас функционировать "достаточно хорошо." Мы должны "быть выше этого", а если не получается, и ярость, возмущение, гнев таки рвутся наружу, то это значит, что мы "опустились до ненависти", "мы ненавидим других, потому что в глубине души ненавидим самих себя", у нас "низкая самооценка", короче, каждая несёт индивидуальную ответственность за то, чтобы быть "достаточно функциональными" в рамках системы. "Просто" надо иметь своих представительниц в органах власти, и тогда общество будет эволюционировать, а мы - получим права. Это означает: включиться в систему, включиться, стать частью чужой организации жизни, чужого - и открыто враждебного нам - сценария, вписаться в пространство, организованное для и на основе отношений Господства (над нами)/Подчинения (нас). Если нужен пример полного триумфа патриархата - то это оно.

Мачизм, мизогиния, гетеронорма, сексизм, расизм, классизм - это не некие безличные нейтральные понятия, это личный волитивный выбор тех, у кого есть возможность выбирать. Никакого "перекрёстного насилия" не может существовать в таком контексте, никакого круга насилия мы не замыкаем, не стоит так себе льстить... Обо всём этом необходимо помнить, когда мы намереваемся пойти попроповедовать "им", попросить "их" позволить нам "паритет" в "их" структурах (или попросить у них грант). На каких условиях мы будем участвовать в их системе? - На условиях тихих подельниц, девочек на побегушках, символических и реальных уборщиц, чернорабочих etc. Нас будут терпеть, морщась от отвращения, пока выгода от "включения" и ассимиляции нас "достаточно превосходит" отвращение к нам. Между тем, наша способность протестовать, негодовать, возмущаться будет сокращаться, а наше слезливое чувство бессильной униженности - расти. Коллективное самоопределение и автономия будут от нас всё дальше и дальше.

...Чем больше я изучаю и вникаю в тему Стокгольмского Синдрома, тем больше тревожит меня срочность (от слова "срок") задачи его преодоления для женщин. Закон перехода количества в качество ведь никто не отменял.

Политика, Фем, Пси

Previous post Next post
Up