дилемма вагонетки

Aug 22, 2013 01:08

*уйди из моей головы, ты, наглая рыжая морда! >___< ну сколько уже можно там сидеть-то?))*

В жэжах у одного нового френда развернулась очередная дискуссия о художественном фильме "Тор", и под её влиянием у меня начался очередной приступ сочиненьеписательства.

Началась дискуссия с обсуждения взаимоотношений пар "герой-злодей" и "протагонист-антагонист". Художественный фильм привели в качестве примера, в котором протагонист не является героем, а антагонист - злодеем.
Оппонент возразил: "И все-таки для среднего зрителя тот, кто убивает людей - плохой, кто спасает - хороший. ТОчка."
Я сразу же вкатила доказательство, что, согласно такому определению, героем является Локи, а злодеем - Тор, потому что Локи пытается спасти толпу асов, которых Тор хочет увести на убой в Ётунхейм.

Подумалось: для среднего зрителя, похоже, работает принцип "с глаз долой - из сердца вон". Если Тор хочет погубить толпу асов, которые никогда не появлялись в кадре, но спасает Селвига, весь фильм маячившего на экране, то он герой. А Локи злодей, потому что робот, которого он послал сломать Радужный Мост на Земле, грохнул Тора на глазах у зрителей, зато толпу асов, которые оказалась избавлены от гибели в Ётунхейме в результате этого удара, никого никогда не видел и их какбэ нету.

Между тем, несмотря на то что я в упор не могу понять, почему робот принялся убивать, вместо того чтоб ломать, мне нравится сцена, в которой Тор сумел дозвониться через робота до Локи и стал извиняться.
Обдумывая сообщение Тора, Локи колеблется. Сердцем ему остро хочется поверить в исправление Тора, принять его и оставить Тора в покое *и чтоб всё снова стало как в беззаботном детстве*. На миг он даже поддается эмоциональному импульсу и отзывает робота. Но в следующий миг рассудок успевает проанализировать извинение и обратить внимание на то, что Тор так и не понял, чем провинился, и извиняется "на всякий случай" без понимания причин и следствий. Это значит, если принять его извинения, он тут же возьмется за старое. А это значит, угроза Асгарду, исходящая от Тора, никуда не делась... И робот таки даёт Тору в зуб.

Отыгрыш сцены - колебания Локи и конечная решимость пожертвовать Тором, чтоб избежать войны с великанами - напоминает мне "проблему вагонетки"


Правила: На железной дороге вот-вот произойдет авария. Вагонетка, наполненная пассажирами, катится в пропасть. У вас есть возможность ее спасти. Для этого надо своими руками столкнуть на рельсы упитанного дорожного рабочего, который случайно оказался рядом. Человек погибнет. Но десятки жизней будут спасены. Вы готовы?
...
Человеческие качества: В этой игре очень мало математики: десять - это больше, чем один, это даже первоклассник знает. Зато психологии с этикой в этой дилемме навалом. Заповедь «Не убий!» вступает в противоречие с ценностью сохранения жизни. Кстати, в короткометражном фильме про стрелочника главный герой все-таки жертвует своим сыном и поезд с ничего не подозревающими пассажирами преспокойно едет дальше.
В эксперименте, проведенном психологами из Университета Мичигана, испытуемым предлагалась реалистичная трехмерная модель с вагонеткой, путями и необходимостью погубить одного, чтобы спасти пятерых. Около 90% участников переводили стрелку и убивали человека ради пассажиров вагонетки.

Вспомнился другой яркий образец этой дилеммы в кино: в сериале "Вавилон5", когда Дж.Шеридан приказывает экипажу одной из "белых звёзд" сдаться Теням, чтоб слить Теням дезинформацию в рамках плана по спасению мира с населением в 6 миллиардов человек. Экипаж успешно сдается, Тени успешно проглатывают дезу, мир успешно спасен. Но экипаж, попавший в плен, пропал без вести.
Всё-таки не зря в "Торе" один из сценаристов - Стражинский...

УПД о, да, в "Вавилоне 5" еще один неимоверный пример: Вир Котто, убивший Картажью. Сцена, в которой Вир напивается после убийства. "I never wanted to be here. I never wanted to know what I know and to do... to do the things that I've done".
И Лондо ему отвечает: "I cannot tell you that your pain will ever go away. I cannot tell you that you will ever forget his face. I can only tell you that it was necessary. You may have helped to save our people. You did a hard thing. But you still have a heart, and your heart is a good one. You would not be in such a pain otherwise. It means there is still hope for you."

Так и представляю себе доп.сцену к "Тору", в которой Один и Локи бухают вдвоем, и Один воспитывает сынка, как Лондо Вира :)))))) Хотя нет, для такой сцены пришлось бы в два раза усложнить остальной фильм.

Вавилон 5, loki'd

Previous post Next post
Up