(Нвчало см.
1, 2 , 3, .4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. 13. )
Я обещал рассказать про минусы и плюсы двойного подчинения СО АН СССР - одновременно Президиуму АН СССР и Совету Министров СССР. Про минусы ясно из результатов «инспекторской поездки» в Академгородок Н.С.Хрущёва, о которой рассказано выше. Но были и плюсы, да ещё какие! Когда Г.И.Будкер по примеру «Сибакадемстроя» решил избавиться от предприятий-поставщиков и создать при ИЯФе все необходимые для создания новых установок и ускорителей производства, ему это разрешили в Совете Министров. Более того, во время своего личного визита в ИЯФ Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин , ознакомившись с новыми разработками физиков-ядерщиков и созданными ими установками, подписал уникальное по тем временам Постановление, в котором ИЯФу разрешалось «заключать договоры о поставке разработанного институтом оборудования по цене, согласованной с заказчиком». Это было по тем временам, когда всё продавалось и покупалось по твёрдой калькуляции, просто неслыханной вольностью , и по сути было разрешением на получение прибыли. «Благодаря этому мы оказались лучше других подготовлены к сегодняшней жизни, -рассказывал впоследствии автору этих строк заместитель директора Института ядерной физики СО РАН, член-корреспондент Российской академии наук Вениамин Александрович Сидоров. - Так теперь полагается жить всем, но мы-то уже имели и опыт, и определённую тренировку жизни в рыночных отношениях!».
Говоря о роли А.Н.Косыгина в создании научных центров под Новосибирском, хочется привести и ещё один пример. При создании в дальнейшем Сибирского отделения Академии медицинских наук, ему, А.Н.Косыгину пришлось вмешаться в жёсткий конфликт между председателем Президиума СО АН М.А.Лаврентьевым и директором строящегося Института экспериментальной биологии и медицины СО АН СССР (впоследствии Института патологии кровообращения) Е.Н.Мешалкиным. Первый хотел видеть Институт только теоретическим, второй - научным полигоном практической сердечной хирургии, научной клиникой. Косыгин принял сторону Е.Н.Мешалкина и поддержал его. В июне 1961 года Е.Н.Мешалкиным была проведена первая операция на сердце при искусственном кровообращении. А уже к 1970-му году в Институте было выполнено 10 тысяч операций на сердце. Сегодня ясно, что в этом вопросе М.А.Лаврентьев ошибался. И поддержка главы Совета Министров оказалась и предусмотрительно мудрой, и своевременной.
Институт ядерной физики сегодня - крупнейший не только среди институтов СО РАН, но и вообще в системе Российской Академии наук. Это целый комплекс зданий, занимающий площадь более 20 гектаров. С расположенным в Правых Чемах столь же впечатляющим по масштабам экспериментальным производством, которое смело можно назвать заводом. Здесь делают всё, что требуется для строительства новых ускорителей, ловушек, установок - из стали и стекла, любых цветных и чёрных металлов и пластмасс. Между Институтом и заводом несколько раз в день по расписанию бегает «электричка» - так прозвали специальный автобус…
А когда-то во всём этом лесном районе, где сейчас толпятся многочисленные корпуса ИЯФа, встал первый двухэтажный домик - сейчас в нём находится столовая Института. Во второй половине 1962 года в ещё достраивающийся защищённый от излучения блок №3 главного корпуса вернули из Москвы созданный в Новосибирске, да так и не «задышавший», несмотря на все усилия физиков, первый ускоритель на встречных пучках - ВЭП-1. А уже летом 1963-го в его накопителе был получен первый долгожданный пучок, о чём новосибирцы доложили на Международной конференции по ускорителям в Дубне. Доклад стал сенсацией…
Можно долго рассказывать о других, столь же впечатляющих достижениях учёных в те самые первые годы Академгородка.
К чему это я - о мировых научных достижениях в ещё строящемся городке науки? Да к тому, что легко понять, как вдохновляли эти успехи строителей, всё яснее понимающих - что и для кого они строят. С такими «заказчиками», как Г.И.Будкер, работать было столь же безумно трудно, сколь и безумно увлекательно. А успехи учёных словно пришпоривали строителей - создавать наилучшие условия для занятий науками необходимо было и качественно, и как можно скорее.
Уже в 1962-63 годах состоялась госприёмка первой очереди строительства новосибирского Академгородка.
10 июня 1962 г. кандидат технических наук Наталья Алексеевна Притвиц записала в своём дневнике:
«Строители вышли, как видно, на финишную прямую и теперь жмут изо всех сил. Вот-вот будет сдан Институт математики. Дома поднимаются со сказочной быстротой, в лесу коттеджи растут прямо как грибы после дождя. Микрорайон "В" радует глаз яркими красками. По дороге в долину появилось два новых магазина (никак не могу привыкнуть к виду витрин с манекенами в окружении леса). Благоустроены автобусные остановки, на Академической в одну ночь появились телефонные будки, и из них действительно можно звонить.
Улицы и дома утопают в цветах. По официальным данным, Академгородок - самый богатый цветниками город Сибири!»
С высокой оценкой были приняты государственными комиссиями 14 институтов, построенных в его северно-восточной части, жилые кварталы в «верхней зоне» и частично в посёлке строителей, школы, объекты жизнеобеспечения, сети и дороги. Жилой массив Академгородка поделили на микрорайоны. И в каждом из них была полная система жизнеобеспечения: продуктовые и промтоварные магазины, почтовые отделения, школы и детские сады, ателье, прачечные… Заметим, что и сегодня на рынке вторичного жилья Новосибирска квартиры в Академгородке считаются одними из наиболее ценных, дорогих и престижных.
Ключи от первой в Академгородке квартиры из выделенных для Сибирского отделения Академии наук были торжественно вручены заведующему лабораторией Института цитологии и генетики Ю.Я.Керкису.
До полного завершения строительства научного городка было ещё далеко, строителей ожидало ещё множество запланированных генеральным проектом объектов. Серьёзные работы предстояло провести и по благоустройству Академгородка.
А в январе 1963 г. в Министерстве среднего машиностроения было принято решение, согласно которому две крупные строительные организации Минсредмаша - п/я 53, действующую до сих пор только на городской площадке и п/я 111, только что завершившую строительство первой очереди Академгородка, слить в единую под общим названием Управление строительства «Сибакадемстрой» (УС «САС»). Руководить этой крупнейшей теперь не только в Новосибирской области, но и во всём сибирском регионе строительной организацией стал Николай Маркелович Иванов.
Несмотря на разницу в «возрасте», обеим слившимся организациям опыта было не занимать. Объединял же их высокий профессионализм , умение выполнять строительные заказы любой сложности, быстро и качественно вести комплексную застройку территории.
Строительная организация п/я 55, которую в разные годы возглавляли С.И.Погарский, П.Г.Штефан, Н.С.Кучин, И.Ф.Ткачёв, имела большой опыт промышленного строительства, который и в дальнейшем «Сибакадемстрою» неоднократно пригодился - при строительстве, например, того же экспериментального производства Института ядерной физики в Правых Чемах, при строительстве НПО «Вектор» и других производственных объектов.
Был у неё и немалый опыт комплексной застройки жилых микрорайонов. Местные «новые Черёмушки» - 5-й («Родники») и 6-й («Снегири») микрорайоны на окраине Новосибирска украсили город, порадовали своих новосёлов оригинальной эстетикой (жилые дома имеют красивую внешнюю отделку керамической плиткой) удобством и качеством жизни в них. При этом каждый из этих микрорайонов отличает и цельность единого ансамбля.
(продолжение следует)