Одежда - совокупность изделий (чаще тканые или вязаные из различных материалов), которые люди надевают на себя для прикрытия тела. Одно из основных средств защиты тела человека от вредных климатических влияний и других внешних воздействий. А если ты живешь в Японии, в веке эдак 16 и внешнее воздействие на тебя - это не только дождь ветер,...
...но и «нихонто» (Японский меч) самураев, тех, что потом много лет спустя решат перейти границу у реки, причём ночью. То тут уж само собой тебе придется в качестве одежды использовать так же и доспехи.
Доспех с кирасой, украшенной изображение льва сиси. Конец XVII начало XVIII вв.
Вот про всё выше перечисленное, то есть про одежду, мечи, доспехи и самих самураях и рассказывает интерактивный выставочный проект «Самураи: Art Of War», представляющий культуру японских самураев во всей красе, в Арт-центр "Ветошный" до 28 февраля 2011г.
Ведь самураи были не только теми, кто переходил границы у реки, когда они мучались от бессонницы и являлись внешним воздействие, желающими отсечь у ближних своих какой-нибудь кусок тела, который так с ними (с ближними) сроднился. Самураи были ещё и писателя, поэтами художникам и каллиграфами.
А какими они были хорошими поэтами, говорит тот факт, что они писали стихи перед ритуальным самоубийством, методом вспарывания живота - «сэппуку». Не путать с «харакири», смысл тот же, только слово «харакири» разговорное и в какой-то степени пренебрежительное, а «сэппуку» - литературное.
Делали сэппуку самураи мечами. Японские мечи - это не только боевое оружие, это настоящее произведение искусства, которое не удаётся воспроизвести в полной мере даже сегодня. Выставляются эти произведения искусства в разобранном виде, чтобы полностью оценить всю красоту клинка.
Короткий ко-вакидзаси. Меч мастера Мурамаса. XVI век.
И чтобы защищаться, от всей этой смертельной красоты и нужна одежда, то есть самурайские доспехи. В отличие от европейских рыцарских доспехов, самурайские доспехи были значительно легче (видимо донеслись слухи из космоса-астрала про Ледо́вое побо́ище), но тоже выполняли свои защитные функции.
Доспех клана Хатисука с гербом мару ни мандзи мон (свастика в круге) XVIII в.
Изготавливались они из металлических пластин, которые покрывали лаком для защиты от ржавчины и наносили на них кожу убитых и съеденных животных. В классических доспехах самих пластин почти не видно из-за обильной шёлковой или кожаной шнуровки, покрывавшей почти всю поверхность пластин (пластины крепились друг к другу шёлковыми шнурами, капрон и полиэстер тогда не был изобретен).
Доспех Тосей гусоку Ода Нобунага (1534-1582), полководца и государственного деятеля,
который остался в истории как первый воин на тернистом пути объединения Японии. 1570-е гг.
Метал, покрытый лаком, очень напоминает пластмассу. Но это, тем не менее, метал, сам не проверял, музэй как никак, «экспонаты руками не трогать», «за ограждение не заходить», бабушки-смотрительницы, кто их знает, может в её жилах течет кровь героев экспозиции, да и мечи не далеко. Пришлось поверить экскурсоводу, она уж точно проверяла, может быть.
Меч вакидзаси. XVI Мастер Канэмицу, школа Суэ Сэки.
Меч катана. Первая половина периода Эдо 1603-1868 гг.
Меч дайто для подношения в храм. 1864-1865 гг.
В экспозиции так же были представлены женские кимоно.
Любопытный факт, рассказанный экскурсоводом: «У невесты во время свадьбы под основным кимоно надето ещё не меньше 12 штук, а то и более, А всё для чего?.. Всё для того, что эти 12 и более кимоно - приданое невесты» По принципу черепахи, всё своё ношу с собой.
P.S. Несмотря на праздники и возможные абстинентные синдромы, посетителей было много, при чем с детьми младшего школьного возраста, которые слегка мешали слушать экскурсовода, роняли массивные ограждение и задавали любимые вопросы про ниндзя и их оружие. Дети, надо заметить, изрядно образованные и малость, кровожадные. Про образованность можно сделать выводы, задаваемые ими и описанные уже тут выше вопросы. А про кровожадность можно судить по детским возгласам, переходящим в крики восторга «рассказывать - рассказывать!!!», которые перекрикивали неуверенные рассуждения родителей перед вопросом экскурсовода: «Рассказывать ли вам про сэппуку?.. А то в прошлый раз один ребенок упал в обморок». Обморок у того чада, наверно был от восторга.