Ахиллесова пята советского плана. Иван Михайлович Потапенков

Sep 22, 2020 07:49

image Click to view



Это стрим. Я пока просмотрел час. Собственно начинается с девятнадцатой минуты, можно промотать. Не люблю современного увлечения лекциями. Призадумаешься над какой-нибудь мыслью лектора и пропускаешь следующие его речи. Польза от записи в том, что можно остановить и подумать. Но времени уходит чрезмерно много, лучше работать с текстом. Под записью есть ссылка на тексты.

В данной лекции заинтересовал рассказ о совещании в 30-е годы с участием Кагановича и Орджоникидзе. Один из директоров высказался, мол, если стараться добиваться показателей, которые спускает центр, то продукция не будет удовлетворять требованиям потребителей. Каганович в ответ тупо обвинил директора в контрреволюционности. Понятно, слова были другие, пишу через день.

Некоторых слушателей смущает, что лектор всё время говорит о директорах, их отношениях с руководящими органами. Но директор тут лишь персонификация предприятия. В отношениях с центром директор выражает интересы коллектива. Директорская должность была расстрельной. Если предприятие выполняло план, то страдали потребители, об этом лектор говорит много. Предприятие само страдало от выполнения плана поставщиками. Если предприятие старалось удовлетворить требования потребителей, то страдали показатели плана. Чтобы угодить всем, необходимо было работать вчёрную, но тут проявлял бдительность ОБХСС.

Есть такое сетевое сообщество "На руинах", они всё выискивают заброшенные артефакты, мозаики советского времени, всё переживают и расстраиваются, что мы живём на руинах какой-то древней высокоразвитой цивилизации. Но вы бы, товарищи, взвыли бы, если бы вам пришлось трудиться на заводе той цивилизации! Никакой ритмичной повседневной работы! Первую неделю месяца бьём баклуши, вторую-третью как-то раскачиваемся, последнюю неделю штурмуем показатели плана, да так, что отгружаем откровенный брак. Тут поневоле возненавидишь плановое производство. Коренное произрастание перестройки было не из нехватки джинсов и жвачки, не из какой-то там невозможности выехать за границу. Перестройка выросла из затянувшегося конфликта центра и предприятий. Предприятия ушли от центра, вот вам и весь развал Советского Союза. Скажете, что потом их просто уничтожили, но так ведь и при централизованном руководстве жизни не было, было только мучение! За стенами, покрытыми прекрасной мозаикой, бушевали шекспировские страсти, из лучших побуждений гибли люди.

Сама система показателей, которые устанавливал центр была противоречивой. Она не могла быть непротиворечивой, потому что пытались в численных стоимостных показателях отражать отношения между действующими субъектами, а эти отношения всегда конфликт. Нельзя формальной логикой отразить конфликт. Но центр всё время делал вид, будто в экономике можно всё рассчитать и распределить. Постановления по пресловутым косыгинским реформам говорят о тех же показателях. Всю историю советского планирования пронизывает одно противоречие.

В конце концов предприятия решили, что честнее будет с показателями стоимости выйти на рынок, вот вам и все ваши руины высокоразвитой цивилизации.

Потапенков пока единственный, кто прямо говорит о коренном противоречии, которое породило советское производство и уничтожило его. Противоречие возникло из классовых противоречий, но это уже более высокое понимание. Об этом даже Потапенков поминал вскользь.

Не уверен, что вам нужно это слушать. Для понимания нужна чрезмерно высокая степень абстракции, далеко не все способны, только время терять. Лучше вспоминайте как мечтали о джинсах и жвачке. Смотрите старое дурацкое кино и разглядывайте осколки советской мозаики.

заметки на полях, плановое производство, Потапенков

Previous post Next post
Up