Feb 16, 2012 23:49
Поскольку сегодня было много вопросов, связанных с очередной версией закона «О выборах депутатов Государственной Думы…», особенно в части, связанной с новой системой образования региональных групп, рискну высказать первые впечатления (закон большой и в полной мере я его пока не осознал).
При условии, что в ближайшее время партий станет больше, новая система представляется более отвечающей принципу представительности парламента. Во-первых, из-за снижения барьера (хоть так, хотя можно было бы и больше). Во-вторых, управлять 225-ю территориями из центра куда сложнее, чем 70-ю.
Введение полностью пропорциональной системы обуславливалось желанием уйти от 225-ти одномандатных округов. Следующим усовершенствованием было существенное повышение числа региональных групп. Сама история с этим числом очень хорошо показала, насколько наши законодатели заботились об укреплении вертикали, а не о представительности Думы. (Вспомним: в первоначальном проекте действующего закона предполагалось их 72, что возмутило всех, кроме единороссов. И они продавили в новом законе число 100. Но в феврале 2007-го они опомнились: у шефов нет стольких региональных администраций; и снизили это число до 80-ти. В 2011-м, перед новыми выборами они поняли, что и это много, поскольку некоторые администрации хуже управляемы, и снизили число региональных групп до 70-ти).
225 региональных (теперь их лучше называть территориальными) групп, похоже, могут все-таки дать антиадминистративный эффект. Хотя принималось это решение, видимо исходя из соображений, чтобы были представлены все субъекты Федерации.
Заметим, однако, что это приводит к отходу от принципа пропорционального представительства, который должен был бы действовать в нижней палате парламента. Было бы намного естественнее, равное представительство населения (а не администраций) субъектов Федерации установить в верхней палате, введя выборность ее членов, а в Госдуме вернуться к смешанной системе.
Ну и пара слов о еще двух новшествах.
Регламентация агитации в Интернете наверняка встретится еще с кучей вопросов.
А уж право фотографировать на участках выглядит каким-то признанием того, что сколько законы ни пиши, а выполняться они не будут. Проблема ведь была не в том, что это не было прописано в законе, а в том, что некоторым организаторам выборов, закон - по барабану. Всякие сказки насчет персональных данных и неприкосновенности личной жизни членов комиссии при подсчете голосов могут быть использованы и в дальнейшем.