Photo by @man_man_mandy©
Однажды я уже рассказывал вам о европейской системе Tax Free.
Это, когда вам при вылете из европейских стран возвращают часть потраченных на покупки денег.
И сегодня - о том, как сделать это без проблем и нервотрепки.
Намедни, покидая нелюбимый мною брюссельский аэропорт, я стал свидетелем и даже немного участником одной неприятной истории, в которой мне даже пришлось выступить героем-спасителем и защитником наших соотечественников.
Дело происходило уже в так называемой чистой зоне, после проверки на безопасность, таможенного и пограничного контроля перед небольшим ларьком компании
Global Blue, которая возвращает шопоголикам их кровно заработанные деньги, временно уплаченные в виде налогов в магазинах. Раньше она называлась Global Refund, но сути дела это не меняет.
Передо мной стоял пяток человек, когда за стойкой возник скандал.
По правилам, для возврата денег нужно предъявить в таком киоске отшампованный и подписанный таможней заполненный бланк о покупке и товарный чек на саму покупку.
И вот тут внимание!
Когда вы расплачиваетесь кредитной картой - имейте ввиду, что в разных магазинах используют разные терминалы. Некоторые совмещают слип оплаты карточкой с товарным чеком в одной бумажке, некоторые делят эти документы на двое. А где-то и вовсе - слип есть, а что за товар никак больше не указывают.
В ларек Global Blue ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно давать товарный чек.
Но то ли за стойкой была не слишком опытная сотрудница-китаянка, то ли очень хитрая или слишком подозрительная - многим из тех, кто стоял передо мной в очереди она отказывалась делать выплату, мотивируя тем, что нет товарного чека.
Ей вся очередь хором показывала, что слип карты совмещает информацию о товаре, но китаянка стояла на своем.
И вот уже одна моя соотечественница, разозленная таким китайско-бельгийским сервисом и торопясь на посадку, начала спрашивать у китаянки ее имя, чтобы, видимо, написать жалобу.
(Кстати, как ни странно, но никакого бейджа с именем на видном месте у этой сотрудницы Global Blue не было и в помине. Что, между прочим, очень удивительно, с учетом того, что дело, напомню происходит в аэропорту, да еще в чистой зоне, вход в которую охраняет полиция, служба безопасности, таможня и пограничники.)
В ответ та повела себя совершенно неадекватно.
Сначала она... забрала паспорт пассажирки.
Очередь слегка ошалела от такого беспредела и уже дружно хором все начали интересоваться именем китаянки. Та уткнулась в свои бумаги, начала куда-то звонить и... закрыла свой ларек...
До вылета оставалось не слишком много времени и народ зашумел. Та, у которой забрали паспорт справедливо требовала его вернуть, Остальные уныло понимали, что плакали их денежки, но патриотично и солидарно взывали к порядку.
Не остался в стороне и ваш покорный слуга. Достав фотокамеру, я начал съемку. Китаянка, увидев объектив, вскочила как ошпаренная и от стресса перешла на родной китайский. Шум-гам вокруг стоял неимоверный, но как ни странно никто вокруг на это не обращал особого внимания. Никто - я имею ввиду - сотрудников аэропорта. Но об этой детальке - чуть позже.
А пока, подхлестываясь стремительно утекающим до вылета временем и жаждой справедливости, я решил брать быка за рога, а бельгийский беспредел за остальные части тела и бросился искать полицию.
Найти усатого копа с кучей оружия на поясном ремне оказалось делом быстрым. Еще быстрее удалось объяснить ему в чем дело.
Услышав про ларек Global Blue, он понятливо усмехнулся. По его коротким репликам я понял, что там постоянно возникают какие-то истории и эта компания их уже изрядно утомила.
Вместе мы подошли к ларьку. Через минуту туда примчался менеджер.
Он имел и бейдж и полное понимание того - как должен выглядеть товарный чек.
Китаянка орала благим матом, что я не имел права ее фотографировать.
Менеджер спросил у меня для чего я ее снимал, в ответ я достал международную пресс-карту и скромно заметил, что его вопрос мне кажется странным.
Китаянка продолжала вопить, очередь испуганно смотрела на табло, где вот-вот должны были объявить о посадке на рейс, а менеджер пытался понять - как ему быстро разрулить ситуацию?
Покосившись на мою камеру, он спросил - могу ли я удалить снимки, если он отдаст паспорт пассажирке и быстро сам обслужит всю очередь?
Я милостиво согласился.
Поднял камеру и стер карточку его сотрудницы. Он удовлетворенно кивнул и за пять минут все разошлись, получив свои деньги.
Я чувствовал себя, если не Суперменом, летящим на помощь обиженным и угнетенным, то по крайней мере Бэтменом, который в принципе делает то же самое.
Когда все улеглось, менеджер еле слышным шепотом прогнал китаянку куда-то вдаль.
Я ехидно поинтересовался - стажерка? Тот обреченно кивнул.
Стало понятно - почему у нее не было бейджа. Гастарбайтерша!
Менеджер спросил - я действительно удалил фотоснимки? Я тоже кивнул и не стал объяснять бедолаге, что по старой журналисткой привычке всегда нажимаю на гашетку камеры минимум два раза. На том и разошлись...
На борт самолета я поднимался в ореоле восторженных взглядов дамочек из очереди, которые наперебой благодарили меня и шушукались за моей спиной о чем-то (наверняка!) лестном.
И это было приятно, черт возьми!
Зачем я вам все это рассказал?
Во-первых, надеюсь, что в следующий раз в магазине вы повнимательней посмотрите на чек, по которому вам предстоит вернуть такс-фри.
Напомню - в оригинальном чеке магазина обязательно должно быть указано название и цена товара.
А во-вторых, никогда не бойтесь отстаивать свои законные права.
Даже в добропорядочных (на первый взгляд) и супердемократических Европах.
И чуть что - зовите полицию.
Кто первым приведет копа - сразу получает значительную фору.
Так что - счастливого пути в брюссельском такс-фри! Bon Voyage!
Программа "Bon Voyage" выходит ежедневно на радиостанции *
Серебряный Дождь*
По будням: 11:10-11:15, 16:35-16:40
По выходным: 12:35-12:40
(с) 2012 - Радиостанция Серебряный Дождь.
Все права на текст принадлежат Радиостанции «Серебряный Дождь».
Любое использование возможно только с письменного разрешения Радиостанции «Серебряный Дождь».