Вот и отыграла «Агата Кристи» свой финальный концерт. Это случилось в рамках фестиваля «Нашествие» 10 июля 2010 года. К такому событию приурочен выпуск последнего альбома под названием «Эпилог» и документального фильма о группе.
Решение братьев Самойловых закончить проект «Агата Кристи» для кого-то стало шоком, кто-то сказал - давно пора. Но вряд ли в тот момент многие понимали истинные причины такого поступка. И хотя я правильно угадал тогда вектор творческих противоречий между братьями (те, кому излагал свою точку зрения, не дадут соврать), но и я тогда не мог предположить, что всё так серьёзно. Ведь нового глебовского проекта я ещё не слышал и не знал, кто из братьев какие песни написал для «Эпилога». Как обычно, ответы на большинство жизненных вопросов содержатся в самом творчестве группы. Вот и последний альбом «Агаты Кристи» - «Эпилог» - прекрасно иллюстрирует ответ на вопрос: почему он последний. Ассоциативность в текстах песен, как обычно, присутствует, но на этот раз она очень проста и понятна.
Не вдаваясь сейчас в нюансы того, как принимаются те или иные решения внутри коллектива, хочу отметить, что на выходе у «Агаты Кристи» почти всегда получается продукт оригинальный. Таковым явился и «Эпилог». Это беспрецедентный случай за всю историю группы, когда авторство песен в альбоме между Вадимом и Глебом ровно 50х50, то есть пополам. Шесть песен за полным авторством Вадима и шесть за - Глебом. Я уже не говорю о том, что Вадим долгое время вообще не баловал слушателей своими песнями в составе «Агаты Кристи». Так вот каждые шесть песен (из двенадцати на новом диске) - можно воспринимать как два мини-альбома - настолько они разные. Однако в «Эпилоге» они не разделены, а наоборот смешаны - идут по очереди: песня Вадима, песня Глеба, снова песня Вадима, снова Глеба и т.д. Анализируя эти два мини-альбома, можно понять, что векторы творчества братьев стали противоположны. Их лирические герои обладают настолько разными характеристиками, что вместе им никак не ужиться.
В чём же отличие двух половинок, двух лирических героев, которых представляют на «Эпилоге» Вадим и Глеб?
Лирический герой Вадима прошёл огонь, воду и медные трубы, этот опыт его закалил и умудрил. И теперь он если не с оптимизмом, то, по крайней мере, философски смотрит на жизнь, на будущее. А у героя Глеба, несмотря на то, что, вроде как, тоже прошёл примерно тот же путь, что-то сломалось и в речах его сплошной пессимизм и упадок. Лично я сам никогда не отличался особым оптимизмом, но обвинять в неприглядности бытия весь мир, кроме себя - это, извините, уровень пятнадцатилетнего школьника (видимо, не случайно новые творения Глеба и The Matrixx звучат в сериале «Школа»)
Вадим с надеждой смотрит в будущее:
Другие облака,
Наверное, нас ждут,
Другое небо позовет.
Лирический герой Вадима позиционирует себя как творец своей собственной судьбы, призывает к действию и обновлению:
Начала нет и нет конца,
Раскрасим жизнь во все цвета.
Как в первый раз сейчас и снова
Всё раскрасим по-другому.
То есть он хочет видеть жизнь во всех её цветах и готов не жалеть для этого красок. Если вокруг всё серое, то почему бы не начать с себя, со своего уголка и самому не уничтожить эту серость?
У Глеба всё наоборот:
Всё ты знаешь, я же тоже знаю -
Все на свете кончится ничем.
…
я хотел бы умереть красиво.
Вот так категорично. Ничего не остаётся, как только умереть красиво
Вадим не отрицает падения, но после падения бывает взлёт. Кроме того, прекрасно понимает, что не он первый и не он последний на этом пути. Не с него жизнь началась и не им закончится:
Удивляться и влюбляться,
Падать вниз и подниматься.
Эти камни знали многих,
От любви так много боли.
Много слёз и алкоголя,
На душе потом мозоли.
Мышцы сердца коченеют,
Подойди я подогрею
Опять мы видим действие - «подойди, я подогрею». Герой Вадима готов помогать другим и через это поднимается и очищается сам.
Отношение героя Глеба к миру совсем иное, озлобленное:
Когда придут забирать на небо
Или отправить в ад
Я остался ещё на земле бы
Показать всему миру fuck!
Лирические герои Вадима и Глеба существуют, как бы в разных плоскостях. И мысли, поступки, проблемы у них разные.
Философия и мудрость героя Вадима:
Да будет Тень! Да будет Свет!
Я проживу эоны лет,
Пока пойму, что у меня
Есть только ты и только я.
Не хочу другой судьбы,
Где есть не я, где есть не ты.
Благодарю сейчас и здесь
За всё что нет и всё что есть.
В философии же героя Глеба любовь - лишь товар. Нет жизни, только пессимистический фатализм и безысходность:
А в небе все ходы записаны,
А дома все дела закончены.
Все счета закрыты,
Вся любовь оплачена.
А в небо все билеты проданы.
В своём новом проекте The Matrixx Глеб идёт ещё дальше. Если разбирать тексты песен, то на лицо весь набор подростка, находящегося в состоянии войны со всей вселенной. Хорошо знакомый юношеский максимализм. Но как это вяжется с образом уже совсем «неподростков» из «Матрицы»?
Принципиальная разница лирических героев Вадима и Глеба ещё и в том, что герой Вадима - active, то есть он делает это. А герой Глеба (passive) как бы не наделён субъектностью - делает не он, а делают с ним. Быть может, герой Глеба по-другому просто не умеет и это не катастрофа, этот очень распространённый способ существования. Но признаться в этом ему, очевидно, мешают какие-то комплексы, пубертатный период, что ли, как ни странно это звучит применительно к сорокалетнему дядьке :) . В своей пассивной позиции он обвиняет всё мироустройство. Странно прийти к такому выводу после достаточно ярких и интересных образов, отражённых в поэзии, например, альбомов «Ураган» или «Чудеса». Куда-то исчезла самоирония. «И это очень жаль».
Однако, несмотря на такую разновекторность образов, альбом получился на удивление цельным. Думаю, прежде всего, за счёт ярких аранжировок, сделанных с фантазией. Когда ещё не было студийной записи, и новые песни исполнялись музыкантами на концертах, некоторые из композиций казались недодуманными в музыкальном плане, блёклыми. В студийной же версии нескучно звучит даже «Подвиг», который, казалось бы, давно уже набил оскомину. Альбом очень живой и драйвовый. Впервые с 1988 года мы слышим в записи живые барабаны, много гитарных партий. При этом, аранжировки звучат очень современно.
Главной песней в альбоме для меня была и остаётся «Сердцебиение». Не даром она звучит и в финале фильма о группе. Хотя и другие песни Вадима не уступают - «Пароль», «Эпилог», «Алхимик», «Разные люди», «Небытие». Не могу сказать, что песни «Агаты» раньше меня не цепляли за живое, но лирика композиций «Сердцебиение» и «Пароль» проникла на невиданные ранее глубины. За что Вадиму отдельное спасибо.
Из глебовских отмечу забавную песенку «В такси», и, конечно же, «Дорогу». Символично, что она завершает альбом, демонстрируя разные пути лирических героев Глеба и Вадима. Первый кричит - «Зажраться!», второй - «Не сдаться!» Каждый выбирает свой путь, свою дорогу. «Кого-то чёрт, а кто-то сам».
Документальный фильм о группе, который вышел вместе с альбомом «Эпилог», снят, на мой взгляд, неплохо. Хотя место для критики всегда найдётся. Сторонние люди, делающие видеопродукт о каком-либо коллективе, нередко вызывают гнев его поклонников, которые при любом раскладе несоизмеримо лучше осведомлены о том, что происходило и происходит с их кумирами. Этой части публики трудно угодить. Они очень болезненно реагируют на любые неточности в описании, хронологии событий и бардак с дискографией. И сами при возможности сняли бы кино о группе :) .
В данном документальном фильме достаточно выпукло выглядит самое начало творческой деятельности «Агаты Кристи» и её финал. А вот многие интересные этапы пути освещены слабо или вовсе не упомянуты.
Кто-то, очевидно, будет в недоумении от использованных в фильме интервью с Киркоровым и Пугачёвой, которые, отвечая на любой вопрос, прежде всего, рассказывают о себе любимых. Кого-то раздражает слишком много Козырева, вечно пытающегося казаться оригинальным. Но в целом, повторюсь, фильм неплохой. И достаточно сильный финал заставляет закрыть глаза на многое, что могло не понравиться по ходу повествования.
Подводя итог, хочу сказать, что альбом «Эпилог» - очень достойный финал творческого пути «Агаты Кристи» длинною в 22 года.
Часто последние творческие выжимки разваливающихся групп представляют собой нечто крайне жалкое. Но «Агата» не была бы «Агатой», если у них было бы «как у всех». В альбоме «Эпилог» есть всё для того, чтобы он мог считаться одним из самых сильных альбомов группы и уж, конечно, все шансы стать главным музыкальным событием года.
Самый насущный вопрос для всех, кто узнаёт об окончании проекта «Агата Кристи» - что же будет дальше? А дальше - у Глеба уже функционирует новый проект «Глеб Самойлоff & The Matrixx»; у Вадима - пока только планы создать свою группу; новый проект Андрея Котова (экс-барабанщика «Агаты») уже приобрёл реальные черты и выглядит весьма заманчиво. Очень надеюсь, что Андрей доведёт работу до конца, и она увенчается-таки выпуском полноценного диска. Пока это всё.
В любом случае, спасибо «Агате Кристи» за двадцать два совместных года, спасибо Вадиму и Глебу Самойловым, Александру Козлову и Андрею Котову. Спасибо за песни, за бурю эмоций, взлёты и падения, «за всё, что нет и всё, что есть»…
Видео. Агата Кристи - "Эпилог"
© В.Пронин
Материалы блога по теме:
"Агата Кристи": последний концерт в замочную скважину.
"Песни для Аллы или Рок без рока"
Вадим Самойлов и Маша Макарова - "Расскажите, птицы"
Вадим Самойлов в гостях у Аллы
Теле-эпилог "Агаты Кристи"
Эпилог "Агаты Кристи"