Nov 23, 2011 01:04
Определение с вопросом критики
1. Учёные ошибаются
То, что любой из них может попасть во всякого рода ошибки является делом ясным и установленным среди самих же учёных.
Так, например, имам аз-Захаби говорил: "Если бы нам приходилось отдаляться и обвинять в нововведении имамов за ошибку, допущенную в иджтихаде относительно какого-либо вопроса, то не спаслись бы от этого ни имам Ибн Наср, ни Ибн Мандах, ни те, кто был выше них!"
См. "ас-Сияр" 14/39.
Также имам Ибн ас-Сам'ани, указав на ошибку Кутаби, сказал: «Он в целом следовал учению людей сунны, но в этом вопросе он оплошал», и добавлял: «В этом нет ничего удивительного. Добрый конь и тот спотыкается. Так и ученый муж может ошибиться»
.
(см. Джалал ад-Дин ас-Суйути «Совершенство в Коранических науках» («Иткан…»); Глава 43 О бесспорном (muhkam) и неочевидном (mutashabih) в Коране)
И сказал шейх Бакр Абу Зайд говорит: «…Справедливый человек почти уверен в том, что у каждого имама есть ошибки и заблуждения, особенно у тех, кто много делает».
«Хильят-уль-талиб уль ’ильм», стр 58.
Карадави относится к тем, кто характеризуется ошибками. Также он относится к тем, кто «много делает»…
2. Умеренность к критике и восхвалении учёных
Говорит Ибн Таймия: "Также с этим разделом связано то, что надо знать, что с большим человеком в знании и религии из числа Сподвижников, табиинов и тех, кто после них и так до Судного Дня, ахлю-ль-Байт (Люди дома Посланника Аллаха) и других, может произойти некий вид иджтихада, совмещенный с некоторым видом предположения или скрытой страсти. И произойдет по причине этого то, что за ним нельзя будет следовать, даже если он будет из числа аулия Аллаха. И если так произойдет, то это становится фитной для двух групп людей: группы, которая возвеличивает этого человека и хочет сделать правильным это дело и следование за ним (в этом); другая же группа порицает его и делает это причиной умаления его религии, близости к Аллаху, умалением того, что он из людей Рая, даже в его имане, так что выводят его из имана. И оба эти два края - гнусные»
См. Минхадж ас-Сунна. 4/543/544
Сталкиваясь с критикой Карадави и видя результаты её воздействия на реальность, мы имели «удовольствие» наблюдать за тем, как многие братья доходили до крайности в умалении достоинств этого шейха. Что, как видно из слов Ибн Таймиййи, является делом порицаемым.
3. Объективное, справедливое отношение к учёным: хвала и порицание в соответствии с их делами
Ибн Таймиййа сказал: «…В одном человеке могут быть хорошие и плохие дела, так что он будет похвальным с одной стороны и порицаем с другой."
См. Минхадж ас-Сунна. 4/544/
Сказал имам Са'ид ибн аль-Мусайиб говорил: "Нет такого ученого, праведника или достойного человека, у которого не было бы недостатков. Однако если достоинств в человеке больше, чем недостатков, то его достоинства устраняют его недостатки. И так же если в нем больше недостатков, чем достоинств, то они устраняют его достоинства". И было сказано: "Ни один ученый не защищен от ошибок, и тот, у кого ошибок меньше, чем правильного, является ученым ('алим). А тот, у кого правильного меньше чем ошибок, является невеждой (джахиль)".
Ибн 'Абдуль-Барр в "Джами'у баяниль-'ильм" 2/48.
И воздействие распространяемой о Карадави информации приводит к тому, что облик его очерняется до такой степени, что люди «забывают» всё то благо, которое он в себе несёт на пути Аллаха.
4. Похвала или порицание учёными других учёных не является однозначным аргументом.
И свидетельств этому - великая масса
Непринятие Ибн Ма'ином имама аш-Шафии не встретило признания у Ахмада
Порицание Абу Ханифы со стороны Аузаи (и ряда других учёных его времени) не было принято ибн Мубараком и другими
Порицание некоторыми учёными захиритов и вывод их из числа ахль сунны не было принято Ибн Таймиййей
Порицание маликитами Андалуззии имама Газали не было принято Навави, Захаби и другими
Порицание Ибн Таймийи со стороны Ибн Хаджара Хайтами не было принято его же учеником Моллой Али Кари и другими.
Список сей можно продолжать…
Можно упомянуть примеры из современности, но считаем это нецелесообразным.
Суть этого напоминания в том, что некоторые братья без всякого анализа и проверки практически обязывают себя и других в некой характеристике учёного, которую он дал другому.
Но… Как уже, надеемся, стало ясным, далеко не всякая критика учёного является справедливой и не факт, что он сам, вдаваясь в неё, не может поддастся неким скрытым, а порой даже и открытым пагубным страстям.
Поэтому всё требует проверки и анализа. Особенно обвинение. Особенно мусульман. Особенно учёных.
5. Наличие кажущегося большого количества ошибок не всегда бывает оправданным
Некоторые братья, признавая всё ранееупомянутое, начинают аргументировать уж слишком большим, по их мнению, количеством ошибок Карадави. Но, во-первых, как выяснилось, их не так много, как это преподносят «доброжелатели». А во-вторых, наличие не малого количества разногласия по ряду весьма принципиальных вопросов между Ибн Хаджаром Хайтами и Мухаммадом ибн Абд-уль Ваххабом, второму никак не помешало благо и с почтением отзываться о первом (см. ад-Дурар ас-Сания 1\223).
Почему же не брать пример именно с такого рода отношений?
Также напомним, что у людей, распространяющих критику на Карадави, великое множество расхождении с ханафитским мазхабом, что, тем не менее, не мешает им принимать другие ханафитские мнения (не всем из их числа, но всё же большинству)…
6. Имеющаяся критика зачастую принимает откровенно неподобающие формы.
Так, например, Мукъбиль позволил себе написать книгу с крайне отрицательным названием «Заткнуть рот лающей собаке Карадави». Разве это соответствует словам посланника Аллаха, ﷺ: «…пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит»?
Удивительно, что подобное не просто не позволяет себе, но и считает порицаемым тот, кто вынес «осуждаемому» такфир - Абу Басыр ат-Тартуси.
Также удивительно то, что некоторые братья, желая найти оправдание подобным высказываниям Мукъбиля, ссылаются на аят Корана:
И это в то время, как он касается неверных, а не мусульман.
И пусть читающий вспомнит слова Мукъбиля, сказанные им в ранее упомянутой своей фатве в отношении выборов:
«…И также шейх Ибн Баз, когда дал фетву по вопросу Халиджа, они напали на него, и также, когда он дал фетву касательно мира с яхудами, и мы говорим об этом, не касаясь правильности этих фатв. И они атаковали его, и набросились на него, и из них Юсуф Кардави, да не будет ему блага от Аллаха, и они хотят уничтожить людей знания…».
Так как мы нигде не слышали о том, чтобы Мукъбиль выносил Карадави такфир, то мы остаёмся в большом недоумении от подобных слов. Ибо Шариат, который нам известен, обязывает нас тем, чтобы мы, мусульманам желали блага, а не его отсутствия.
Впрочем, тяжело что-то другое ожидать от человека, который Абу Ханифу назвал мубтади’ (вводящим нововвведения), а об имаме Газали сказал, что он был из числа унижавших Коран и Сунну… Разве после такого останется не задетым Карадави?
В общем, мы просим Аллаха сделать наши сердца и сердца других мусульман далёкими от подобного рода «благопожеланий». Амин.
7. Муаз бин Джабаль и руководство его словами
Говорит шейх Карадави в своей книге «Исламское возрождение в свете дозволенного расхождения и осуждаемого раскола»
«Мудрыми высказываниями по этому поводу являются рассказы Абу Давуда о великом фикхе Маазе бин Джабале, ؓ, который сказал:
«Остерегайтесь того, что ново. То, что ново, - заблуждение. Я предостерегаю вас от ошибки мудрого. Шайтан может говорить слова заблуждения устами мудрого, а лицемер может говорить слова истины!».
Рассказчик хадиса Йазид бин Умейра, который был сподвижником Мааза, спросил:
«О Мааз! Как нам узнать, что мудрец заблуждается, а лицемер прав?». Он ответил: «Уклоняйтесь от тех речей мудреца, которые неясны вам и о которых вы можете спросить "Что он имел в виду?". Но пусть это не приведет вас к упадку духа и разочарованию. Берите истину, где услышите. Воистину, истина - свет». [Абу Давуд]».
И в этих словах великого сподвижника посланника Аллаха, ﷺ, мы можем извлечь для себя ряд польз:
1. Истина принимается от всякого.
2. Ошибке бывает подвержен любой - и мудрый и глупец.
3. Когда высказывания мудрого человека бывают лишены ясности, то от его слов отворачиваются.
4. Совершая ошибку или говоря неясные вещи мудрец не превращается в глупца
Вот в соответствии с этими выводами и мы должны относится к окружающих нас учёным…
В том числе и к шейху Карадави.
1. Принимать от него Истину
2. Признавать его ошибки
3. Отворачиваться от его позиций, несущих в себе неясность.
4. Понимать, что ошибки и неясности не лешают его знаний и пользы, от него исходящей.
Хвала Аллаху
Карадави,
Критика учёных,
Ихтиляф (разногласие)