Меня многие люди пытаются попрекнуть моей биографией. Особено, когда я говорю про Березовского, что
"Мы ведь не дураки, чтобы брать деньги у человека с такой репутацией. У человека, который придумал и сделал Путина и "Единую Россию"." А дальше только тем, кому интересно
Я работала в ФЭПе с 1996 года по конец 2002. Попала я туда случайно: я тогда жила уже самостоятельно и мне не хватало стипендии на жизнь. Я искала работу. Нашла ее в ФЭПе. Там и осталась, потому что быстро начала расти: и профессионально и в зарплате.
В 1999-2000 ФЭП работал на избирательных кампаниях в ГД и президента. В думской кампании я в основном занималась антилужковщиной разного плана, а также, по касательной - кампанией Кириенко на мэра Москвы. Ну, и всяким разным интернетом. В ноябре 1999, за месяц до выборов меня избили в подъезде дома, где мы снимали квартиру.
Потом была отставка Ельцина и кампания Путина на пост президента. Делала предвыборный сайт Путину, еще ряд интернет-проектов. Были какие-то бумаги, предложения, стратегии - сейчас уже и не вспомнить.
Как я тогда относилась к Путину? Нормально. Мне казалось, что он сможет провести необходимые реформы (мы тогда очень тесно сотрудничали с "путинским" Центром стратегических разработок, там были интересные люди, часть из которых потом пошла в Правительство - некоторые до сих пор там, некоторые уже ушли). Мне казалось, что после сильно болеющего Ельцина, все-таки лучше иметь работоспособного президента. Я лично знала Козака, Грефа, Волошина, Суркова и др. - именно они для меня олицетворяли "команду Путина". И штаб предвыборный, который я тоже весь практически знала - был весь из либерально-настроенных людей - ничто не вызывало волнения или опасения.
Потом было много событий. Я иногда могла на что-то влиять. Была чудовищная, ужасная ситуация с лодкой "Курск". Я на кое-что смогла повлиять, но все равно это был первый тяжелый для меня момент.
Когда был "Норд-Ост", влиять я ни на что не могла - там рулили в основном силовики.
Когда я уходила из ФЭПа, были "звоночки", а в начале 2003, когда я уже пошла работать на СПС, это были уже не звоночки, а понятный перезвон. С путинским режимом мне все стало понятно. Некоторым стало понятно раньше. Мне, увы, только в начале 2003.
Да, в Путине я ошиблась. Но, в отличие от Березовского, я работала в ФЭПе за деньги и "клиент" не был мне противен (как я сказала выше), а вот Березовский, во-первых, стоял у истоков проекта "преемник", придумывал комбинацию и подбирал человека (Путина), и в конечном итоге делал это лишь для одного - чтобы прикрыть свою задницу.
Убеждения появляются не сразу. У меня сначала были "звоночки", был недостаток информации, было понимание, что я - "обслуживающий персонал" и просто работаю за деньги. Примерно к весне 2003 сформировались убеждения, появилась позиция и понимание. Работать уже "просто за деньги" было невозможно. В частности, я ушла из СПСной кампании в сентябре 2003 именно из-за убеждений (я была против антияблочной кампании, которую проводил Гозман), хотя уходила в "никуда" и теряла 3 тыс. долларов ежемесячной зарплаты.
А что сейчас? Сейчас я уже не "работаю", а живу тем, что я делаю. Оппозиция для меня - не работа, не способ зарабатывания денег - а жизнь. Каспаров для меня - не "клиент" (каким был Кириенко, Путин), а товарищ по борьбе. Я как-то раздумывала, смогу ли я все бросить и пойти работать в какой-нибудь спокойный бизнес-PR или что-то подобное? Нет, уже не смогу.
В отличие от Березовского, который теперь тоже вроде как против Путина, я борюсь здесь, а не в Лондоне, и на своей шкуре испытываю избиения, дубинки ОМОНА, сидения в милиции, унижения, сложности и.д., а не сижу с молодыми блядями в лучших лондонских отелях и не пью с ними коньяк 50-летней выдержки.
У Березовского Путин украл собственность, поэтому Березовского гложет месть. А у меня украли свободу, украли нормальную страну.
Свою ответственность я понимаю и принимаю. Убеждения сформировались и оформились. Если вдруг мы однажды разойдемся с Каспаровым по взглядам на ключевые моменты - я уйду, буду продолжать сама. Потому что это не "работа", где можно наступать на горло собственной песне и просто "зарабатывать деньги". Хотя про деньги говорить смешно - уйдя из ФЭПа, я существенно потеряла не только в деньгах, но и в безопасности, комфорте и т.д. Но зато не потеряла в перспективе. Потому что у путиноидов будущего нет, вернее - оно печальное и нехорошее. Можно потерять по мелочам, но главное - не потерять самое важное.
Вы спросите: а почему мы должны верить тому, что ты сейчас говоришь? Ответ простой: верьте делам, а не словам. Говорить можно все, что угодно, важно - что делаешь.