Миллениум

Oct 28, 2008 15:45

999 год
Голод сильно ударил по Европе в этот период. Он стал одной из самых серьезных проблем того времен. Между 900 и 999 годом нашей эры, Европа перенесла 20 голодовок, некоторые из которых длились три - четыре года. И в новом тысячелетии изменяющийся климат продолжал приносить голод. В следующем столетии голод был каждые 14 лет в Англии и один раз каждые четыре года во Франции. Есть свидетельства некоторых случаев европейского каннибализма, связанного с голодом. И добросовестные родители, доведенные до крайности голоданием, часто оставляли младенцев на порогах Церкви. Они просто надеялись, что ребенок мог найти лучшую жизнь в защите Бога.

Другой еще более ужасающей проблемой была болезнь, названная эрготизмом. Она была особенно коварна, ибо происходила из основного элемента европейской диеты. Она приходила с ежедневным хлебом, как часть муки. Спорынья была грибом, паразитом ржи, самого распространенного тогда зерна. Съеденный хлеб, зараженный спорыньей, повергал здоровых людей во внезапную, ужасную и мучительную брюшную боль. Кожа, казалось, сгорала в огне, и болезнь назвали “святым огнем.” Обычно, жертвами овладевало безумие, а затем они умирали. Известно, что целые деревни вымирали в течение двух дней.

Римляне знали, от чего происходит болезнь и как избежать ее. Но с падением Римской империи это знание было утеряно с пятого столетия до 1597 года. Эрготизм продолжал вспыхивать периодически в течение тысячи устрашающих лет.

Календарь Католической церкви влиял на пищу и европейскую диету. В 999 году католицизм был доминирующей религией Европы. Но Церковь все еще изо всех сил пыталась воцерквить крестьян. И крестьяне все еще изучали Церковную доктрину, включая указы относительно диеты. Преданный христианин постился три дня каждую неделю и в течение нескольких более длительных периодов в течение церковного года.

Христиане постились в среду - день, когда Иуда принял деньги, чтобы предать Иисуса. Они постились в пятницу - в традиции день распятия на кресте. И они постились в субботу - день, посвященный Марии. Кроме того, христиане постились в течение еще намного более длительных периодов в течение Рождественского поста и Великого Поста, и также в Пятидесятницу и в сентябре.
(from «Life in the Year 999» By Kennis Wessel, Ph.D. )
1000 год
Корбійскій монахъ Друтмаръ вновь предсказалъ разрушеніе и гибель земли на 25-е марта 1000-го года. Распространенный этимъ предсказаніемъ страхъ былъ такъ великъ, что въ этотъ день во многихъ городахъ народъ заперся въ церквахъ, тѣснясь вокругъ останковъ святыхъ, и оставался тамъ до полуночи, ожидая наступленія страшнаго суда и желая умереть у подножія креста.

Къ тому же времени относятся многія пожертвованія съ благочестивыми цѣлями. Пораженные ужасомъ, люди отказывали свои земли, свои имущества монастырямъ... которые охотно принимали всѣ это, хотя и не переставали проповѣдовать близкій конецъ всего, что находится въ этой грѣшной „юдоли" земной. До насъ дошла очень любопытная подлинная лѣтопись, писанная однимъ монахомъ Раулемъ Глаберомъ въ 1000 году. На первыхъ ея страницахъ мы читаемъ: „Сатана скоро будетъ спущенъ со своей цѣпи согласно пророчеству св. Іоанна, такъ какъ тысяча лѣтъ уже исполнилась. Объ этихъ-то годахъ мы и будемъ говорить".

Конецъ десятаго вѣка и начало одиннадцатаго отмѣчаютъ собою дѣйствительно странную и зловѣщую эпоху. Съ 980-го по 1040-й годъ грозный призракъ Смерти какъ будто распростеръ свои мрачныя крылья надъ несчастною Землею. Во всей Европѣ царили голодъ и моръ. Сначала свирѣпствовала какая-то „огневица", сожигавшая цѣлые члены тѣла, которые потомъ совершенно отваливались. Тѣло больныхъ какъ будто сожигалось огнемъ, отдѣлялось отъ костей, какъ обваренное, и начинало гнить. Несчастные страдальцы валялись по дорогамъ, ведущимъ къ разнымъ святымъ мѣстамъ, осаждали церкви, набиваясь въ нихъ и заражая воздухъ нестерпимымъ смрадомъ; здѣсь же они наконецъ и умирали вокругъ священныхъ реликвій. Эта страшная моровая язва унесла болѣе сорока тысячъ жертвъ въ Аквитанін и разорила весь югъ Франціи. Затѣмъ наступили голодные годы, отъ которыхъ страдала то та, то другая часть христіанскаго міра.

В продолженіи семидесяти трехъ лѣтъ, съ 987 по 1060 годъ насчитывается сорокъ восемь голодовокъ и эпидемій. Нашествіе венгровъ съ 910 по 945 годъ напомнило собою ужасы кровожаднаго Аттилы: отъ замка до замка, отъ города до города мѣстность была до такой степени разорена и опустошена, что поля оставались безъ обработки. Втеченіе трехъ лѣтъ почти безпрерывно лили дожди, такъ что нельзя было ни сѣять, ни жать. Земля не давала болѣе ничего, и ее забросили. „Мѣра хлѣба, пишетъ Рауль Глаберъ, продавалась не меньше какъ по шестидесяти золотыхъ монѣтъ; даже богачи похудѣли и поблѣднели; бѣдные глодали древесные корни, и многіе рѣшались питаться человѣческимъ мясомъ. По большімъ дорогамъ сильные нападали на слабыхъ, рубили ихъ на части, жарили и ѣли. Нѣкоторые заманивали дѣтей, обѣщая имъ яйцо или яблоко, и затѣмъ пожирали ихъ. Это безуміе, это бѣшенство дошло до такой степени, что какой нибудь дикій звѣрь находился въ большей безопасности, чѣмъ человѣкъ. Дѣти убивали своихъ родителей, чтобы ихъ съѣсть, а матери пожирали собственныхъ малютокъ. Обычай ѣсть человѣческое мясо укоренился до такой степени, что нашелся торговецъ, рѣшившійся выставить такое мясо на рынкѣ... Онъ не отрицалъ обвиненія и былъ за это сожженъ живымъ. Другой несчастный ночью вырылъ это самое изжаренное мясо и наѣлся его, за что въ свою очередь также былъ сожженъ".

Такъ говоритъ современникъ и во многихъ случаяхъ очевидецъ. Народъ всюду умиралъ отъ голода, питаясь пресмыкающимися, нечистыми животными и человѣческимъ мясомъ.

Число труповъ было такъ велико, что не было никакой возможности ихъ хоронить. За голодомъ послѣдовалъ моръ. Стаи волковъ разгуливали по улицамъ, пожирая валявшіяся на нихъ тѣла. Никогда еще человѣчество не переживало подобнаго бедствія.

Взаимныя нападенія, драки, грабежи сдѣлались самымъ зауряднымъ явленіемъ. Однако небесные бичи, поражавшіе міръ, привели наконецъ и къ проблеску разума. Епископы собрались на соборъ и добились того, что народъ обѣщалъ прекратить драки по крайней мѣрѣ въ четыре святыхъ дня недѣли - съ вечера среды до утра понедѣльника. Впослѣдствіи дни эти получили названіе дней перемирія съ Богомъ.

Кончина столь жалкаго міра въ эту ужасную эпоху была скорѣе желательна, чѣмъ страшна.

(from © К. Фламмарион. Конецъ Мiра. С.-Петербургъ, 1895. Прибавленіе. Конецъ міра по вѣрованиямъ минувшихъ вѣковъ.)
Дозволено цензурою. С.-Петербургъ, 2 мая 1894 г.

прекрасное средневековье

Previous post Next post
Up