часть вторая: Беньямин Натаньягу и образование
Натаньягу естественно был гвоздем программы. Его очень хвалили и за деятельность в бытность министром финансов - аля спас Израиль от экономической катастрофы вроде той что произошла в Аргентине. И за то как во время Ливанской войны объяснял по всему миру нашу позицию и спасал израильский имидж. Преувеличение это или нет я не знаю. У меня нет достаточно информации. Но его речь была полной и интересной.
Начну программы Биби в самой близкой мне области - образование:
Что происходит сейчас в области образования? Говорят о том что важно увеличить бюджет. Бюджет израиля на ученика ни чуть не меньше чем в большинстве западных стран, но результаты сами знаете какие. Более того, во времена Ицхака Рабина бюджет образования увеличили на 7 миллиардов долларов. Однако, если до увеличения бюджета стандартный армейский экзамен по пониманию прочитанного проходили 60% молодых людей, то после это число упало до 32% (!).
Были страны которые за последние годы очень увеличили успеваемость - Испания, Ирландия, Финляндия, Южная Корея или Сингапур. Что сделали они и что не делаем мы?
Исследования показали, что учитель - его личные качества и образование играет колоссальную роль в развитие учеников. Более того результаты "плохого" учителя видны на учениках даже через 4 года после того как он закончил у них преподавать. Также как
и влияние хорошего учителя. Это влияние больше в начальных классах, когда формируется база (если надо - я приведу references на исследования. Тут я полностью согласна с Биби). Также исследования показали, что "плохой" учитель плох во всех классах в которых преподает, так же как и хороший хорош во всех классах.
В Испании, Ирландии, Финляндии, Южной Корее или Сингапуре происходит серьёзнейший отбор при поступление на педагогический факультет. Затем интенсивное обучение (с вылетанием неуспевающих). Затем проверки профессионализма, курсы повышение квалификации, супервизия и прочее. Где это у нас? Оценка психометрического теста большинства учителей между 400-499. Выпускной средний балл колледжа - 70-79. Проверки профессионализма, если и есть то ни как не влияют на продвижение.
Т.е. первое дело это поднятие статуса профессии, увеличение числа желающих пойти в учителя и в результате строжайшая реформа условий приёма в университет/колледж и обучения будущих учителей. Поднятия статуса учителей схоже с тем как подняли статус психологов, медсестер или социальных работников - чья зарплата реально не намного выше.
Второй пункт, дать власть директорам. Дать им свободу распоряжаться бюджетом, увольнять учителей и привязать бюджет к числу пришедших учиться учеников и их успехам.
Третий пункт, не ждать экзаменов в конце года, чтобы узнать кто не успевает и выпадает из школы, а постоянно держать руку на пульсе. Больше компьютерных тестов и участия чтобы учитель видел и мог вмешаться кто "улетает", а кто нет. Это уже успешно проводится в некоторых школах. Например в Ганей Тиква.
Четвертый пункт, больше вкладывать в национальные ценности, обучение истории и прочего. Биби рассказывал как Юли Тамир смеялась упоминая сильные национальные ценности сингапурцев. А зря. Национальные ценности дают бизис, силу и стремление к общей победе :-)
У евреев учеба была среди самых главных ценностей. Как говорили в России - "еврейская голова"? Наш государственный доход показывает что евреи умеют торговать не только заграницей но и в Израиле. Почему бы экзаменам не показать, что евреи умеют учиться не только в России или Штатах, не только в харедимном "хедере", но и на своей родине.
Натаньягу и ко.
Многие отчеты можно свободно смотреть на сайте
Рамы.
Если не пугают дурные новости можно начать с этого PISA
отчета . На 7й страницы оценки учеников из разных стран по математике, чтению и "мадаим" (science). Можно конечно посмотреть и на полуполный стакан PIRLS. О нем
здесь.