Сегодня моя френдесса moltshun в нашем сообществе "Мой первый раз" опубликовала свою историю встречи со слоном- трогательную и грустную. И я вспомнила свои, о которых здесь не писала. Так получилось, что в моей жизни было три истории с настоящими слонами. Трагичная, почти трагичная и опять трагичная. Первую знаю по рассказам своего отца- очевидца события, а к двум другим имею непосредственное отношение как журналист. Две последние- связаны друг с другом, и они пойдут вместе. Сегодня- первая история.
28 июня 1970 года- за год до моего рождения из Ереванского зоопарка убежал слон Вова: вначале он вышел из вольера и группа работников зоопарка пыталась вернуть его обратно, а потом развернулась настоящая драма. И даже сегодня, спустя много лет, доподлинно не известно, что послужило ее причиной.
Слона Вову привезли в СССР из Индии в годовалом возрасте:он жил в России, а потом в одном из зоопарков Украины. Здесь он даже участвовал в цирковых представлениях и ездил на гастроли со своим дрессировщиком Иваном Щербанем. Когда началась Великая Отечественная война, животных срочно эвакуировали. На Украине остался только Вова: для перевозки такого исполина требовалось не менее громадное транспортное средство, которое в условиях начавшейся войны было дефицитом. Да и до животных было, когда враг каждый день все глубже вторгался на территорию нашей родины? Дрессировщик вместе со слоном пешком пошли на юг. Вместе они пережили немало голодных и холодных дней, бессонных ночей. На одной из станций даже попали под обстрел «Мессеров»,и Слон прикрыл Ивана своим телом. Спустя годы Иван рассказал об этом случае одному из русских прозаиков, и тот включил в свои воспоминания эту историю. А я вот думаю, что сюжет старого советского фильма "Солдат и слон" с Фрунзиком Мкртчяном списан именно с Вовы и Ивана, и уже потом переделан в более идеологически нужном ключе. Осенью 1941 года дрессировщик и слон добрались до Еревана, и Вову поселили в только строящемся зоопарке. Вскоре Ивана отправили на фронт, но не успел он доехать до Ростова, как его вызвали обратно: слон отказывался подчиняться кому-либо другому. Иван вернулся, и с тех пор они уже никогда не расставались. Слон спокойно гулял по территории зоопарка, повсюду ходил за своим хозяином и очень нервничал, когда тот исчезал из поля его зрения. Вова помогал по хозяйству, когда сооружали его новый вольер, помогал рабочим перетаскивать стройматериалы. Он также присматривал за дочками Ивана, а детишек из окрестностей усаживал на спину и возил по зоопарку. Но когда кончилась война и зоопарк открыли для посетителей, Вову заперли в вольере. 30 лет он прожил в ереванском зоопарке: за эти годы он еще больше вырос, возросли и его потребности в пище. А вот нормы содержания и ежедневный рацион слона остались прежними. Как-то, проголодавшись, Слон разнес один из бордюров вольера, вылез и поднявшись по склону горы, стал жадно поедать траву. Работники зоопарка поняли, что он живет впроголодь, но увеличить паек не было никакой возможности - зоопарк снабжался строго ограниченным количеством продуктов. И тогда по негласному соглашению бордюр вольера решили не восстанавливать, чтобы животное могло иногда выходить на волю. Но вот 28 июня 1970 года Вова снова разнес вольер и направился к выходу зоопарка. Говорят, что когда Вове еще позволялось свободно расхаживать по территории, у него появилось любимое занятие: толкать забуксовавшие машины. У нас там очень крутой подъем и машины, ехавшие по трассе, часто останавливались возле зоопарка. Так вот типа Вова научился им помогать. Иногда он весь день толкал лбом «Виллисы» и «Студебекеры», независимо от того, была в этом необходимость или нет. Вот и в тот день, выйдя из зоопарка, он начал подбегать к машинам, что вызвало у людей панику.
Я в это не очень верю, ибо если люди знали, что Слон имеет особенность толкать машины, почему когда он выскочил в очередной раз, началась паника? Не знаю... Мой отец был там, и рассказывал, что Слон набросился на троллейбус и принялся толкать его: люди, сидевшие в салоне орали от страха. Благо водитель резко рванул с места и отъехал. Вова тогда переключился на легковушки и повредил себе бивень. Ему было очень больно и он еще больше озверел. Ереванский Горсовета стал принимать экстренные меры-перекрывать улицы, а слон, в окружении огромной толпы бежал вниз по проспекту Мясникяна. Власти вызвали солдат и военную технику, но стрелять во всеобщего любимца они отказывались. Ничем не мог помочь и Иван, которому слон уже не подчинялся. Потом пришел приказ из Москвы и солдаты открыли огонь: пара пуль попали слону в голову, от чего он еще больше озверел. Но пули бились еще и о скалы и рикошетом могли попасть в людей, поэтому стрельбу практически сразу прекратили. Теперь вернуть Вову в зоопарк можно было лишь с помощью танка.
Увидев приближающуюся машину, слон побежал в сторону зоопарка. Казалось, появилась надежда, что все благоплучно разрешится. Но добравшись до ворот, слон отказался войти в них. Раненое животное пробовали втолкнуть на территорию зоопарка танком, а потом и вовсе машина стала сбивать его с ног и утюжить. Как говорил отец, самое страшное его воспоминание, это еще дышащий слон, на который полу взобрался танк, который мерно двигался в такт последним ритмам жизни слона. Как уже свидетельствуют другие источники, там без сознания упал и Иван, и потом еще долго лежал в больнице, пережив шок. Спустя год, он привез из Бреста в Ереван нового слона для зоопарка. Но тот через несколько лет после описываемых событий убил Ивана в приступе ярости....
Споры о том, почему взбесился Вова, продолжаются по сей день. Говорят, после вскрытия выяснилось, что в почках у слона были камни, которые в тот день дали о себе знать и причиняли ужасную боль. По другой версии, и на ней настаивает мой папа, слон переживал из-за смерти подруги Тикки, с которой он прожил 15 лет. Он, кстати, всегда переживает заново эту историю, когда рассказывает. Может еще и потому, что он тезка слона? Напоследок скажу, на следующий день после трагедии наши центральные газеты рапортовали, что сбежавшего из зоопарка слона благополучно вернули обратно в вольер. Руководство страны и Москва не могли допустить, чтобы пошла информация о том, что в СССР ее армия стреляет во всеобщего любимца, пусть и взбесившегося. Но эта реальная история стала одной из легенд Еревана, которую ее жители пересказывают своим детям и внукам не один десяток лет. Каждый раз- с новыми подробностями. Но неизменным в этих рассказах было и остается одно - трогательная любовь к слону и так и не покинувшее нас чувство вины от того, что такое случилось именно в нашем городе.