Плачущий ангел Нового времени.

Dec 01, 2014 15:15


Слезы
Час какой-нибудь проплакать
На неделю боль уйдет
Неужели эта слякоть
Жизнь спасает наперед!

Чья-же боль была причиной,
Соль каких безбрежных ран
Словно ножик перочинный
Жизнь вонзала в океан?

Тьма и тьма веков промчалась
Жизнь покинула моря
Чтобы слезной капли малость
В веках тайно зачиналась
Жизнь по прежнему даря!

Никита Поленов. 1988.

Я неоднократно писал, что вопрос о периодизации истории является весьма животрепещущим с политической точки зрения, так как от него зависят жизнь и благополучие миллионов людей, которые, как известно, живы не хлебом единым.

Действительно, если история как наука имеет хоть какой-то смысл, то для понимания этого смысла надо понимать логику событий, или если хотите парадигму развития, причем логика одного периода истории категорически не подходит к другому. А согласно моей теории, основанной на истории искусств, между Средними Веками и Новым Временем существовал переходной период между четвертым крестовым походом, нанесшим смертельную рану Византии, и ее окончательной смертью в 1453 году. Причем географически на рубеже 11 и 13 веков в течении 30 лет после четвертого крестового похода мир скачкообразно изменился к тому состоянию политической карты, которое характерно для Нового Мира, и совсем не похож на прежнюю политическую карту Средних веков. И есть все основания полагать, что и альбигойский крестовый поход и нашествие Чингиз-хана, перекроившие эту карту к ее нынешнему состоянию, причинно-следственным образом связаны с четвертым крестовым в обобщенном смысле этого слова и в каком-то смысле являются его результатом.
А вот переходная эпоха между 1201 и 1453 годами в искусстве получила название эпохи интернациональной готики, причем в политике, или если хотите в политической истории искусств Западной Европы, ее следовало бы назвать эпохой рыцарских орденов, которые в отличие от духовно-рыцарских орденов тамплиеров и госпитальеров создавались вокруг тех или иных святынь, захваченных в Византии. Эти ордена тогда были могущественнее монархов в военном отношении и католической церкви в духовном, и неудивительно, что именно они создали ту логику Западной Европы, или вернее парадигму ее развития, в рамках которой появились и цветные проекты Западной Европы и сформировался капитализм, Капитализм, который более ста лет назад после пересечения границы Российской Империи отверг сам себя и только что на Украине подготовил все для нового передела политической карты мира.



А в истории искусств границей, отделившей эпоху рыцарских орденов от эпохи орденов финансовых были не фрески Джотто или Мазаччо, а плачущий ангел на картине самого таинственного художника того времени, моего любимого Роберта Кампена. Именно этот ангел на его триптихе "Положение во гроб", являющимся парным триптиху "Благовещенье", породил целый водопад слез в его творчестве и в конечном итоге превратил Роберта Кампена в Родрига Ван-дер Вейдена, а рыцарские ордена в масонские ложи.



Кампен

Previous post Next post
Up