Путин - Паламит?!

Dec 17, 2010 05:30



"Вы знаете, у нас восточное христианство - православие. И некоторые теоретики христианства говорят, что оно во многом даже ближе к исламу, чем, скажем, к католикам. Я сейчас не хочу оценивать, насколько справедливо такое утверждение, но в целом сосуществование этих основных религий осуществляется в течение многих столетий. И у нас выработался за эти столетия, я имею в виду не последние десятилетия, именно за столетия выработалась определенная культура взаимодействия. Надо бы вспомнить об этих корнях."
- премьер-министр РФ Владимир Путин
"Лучше увидеть в городе царствующей турецкую чалму, чем латинскую тиару" - Великий Адмирал и премьер-министр Византийской Империи Лука Нотарас.

Ну о политической заряженности этого заявления говорить не приходится - она очевидна. Я хочу поговорить об историко-религиозных обстоятельствах этих высказываний. После четвертого крестового похода и последующего краха латинской империи Византийское общество, потрясенное варварством и невиданными богохульствами крестоносцев разделилось на две части:
Одна, меньшая часть, но более близкая к верхушке социальной пирамиды считала, что варварство западных христиан надо забыть и, слегка подправив учение Церкви, "объединится с католиками", а на самом деле, отказавшись от Православия, перейти в католичество. Причем все это - во имя совместной с католиками борьбы против агарян и сохранения Православной Империи
другая, большая часть, считала, что католики все равно не будут помогать ромеям - своим исконным соперникам не только за торговые привилегии причерноморской торговли, но и за истинное учение Иисуса Христа. Таким образом, уния с католиками не принесет военной помощи с их стороны, а помощь Господа Бога, столь необходимая Византии, сделается невозможной. Единственным результатом унии будет тяжкий грех вероотступничества в сочетании с турецким рабством. Не будет ни Православия ни Империи.
Святитель Григорий Палама ответил на этот вызов времени, сформулировав в ходе споров с лидером униатов Варлаамом Калабрийцем апофатическое богословие, которое до этого существовало в неявном виде в аскетических практиках Православных монахов сначала в египетской пустыне, а потом на горе Афон. Впоследствии это учение получило название паламизма, среди последователей которого были Патриарх Филофей, добившийся прославления Григория Паламы и обеспечивший единство Русской митрополии с пребыванием митрополита в Москве, а также Сергий Радонежский и Андрей Рублев. Непосредственно перед падением Константинополя отношение византийцев-паламитов к возможному исчезновению Православной Ойкумены было выражено именно этой знаменитой фразой последнего премьер-министра Византии Луки Нотараса: "Лучше увидеть в городе царствующей турецкую чалму, чем латинскую тиару".
И вот теперь премьер министр России сослался на Луку Нотараса? Это удивительно, почти чудо, так как отец Тихон Шевкунов, которого молва называет духовным советником Путина в своем фильме: "Гибель Империи: Византийский Урок" отозвался о Луке Ноторасе весьма пренебрежительно и повторял весьма неприятную клевету на Великого Адмирала и его сыновей, погибших от рук турок мученской смертью. Простил видимо Господь Бог Владимира Путина и нас всех грешных, за то что он так пренебрежительно отозвался о Святых Борисе и Глебе, на мощах которых стоит Государство Российское. Да и Святейший Патриарх Кирилл, чуть л не единственный человек в России, продемонстрировавший действительно глубокое знание учения Григория Паламы, очевидно не оставляет его своими заботами.

Христианство, Путин

Previous post Next post
Up