основная цепочка биомеханического развития ребёнка - вертикализации (немного вкратце) -
1. полноценный контроль головы.
2. полноценное независимое сидение.
3. контроль бедра ("короткие ноги") - способность передвигаться на коленях.
4. полноценная ходьба, контроль "полных ног" - бедро+голень+стопа.
И эти этапы невозможно изменить или "пропустить". И все попытки, "пропустив" что-либо, пытаться тренировать следующий... обречены на провал (как минимум) и наносят вред ребёнку (иногда, при интенсивном воздействии).
Под "полноценным" здесь понимается не секундное достижение результата - "смотрите, о! вот сейчас держит голову (например), а сейчас не держит - устал" - а устойчиво воспроизводимый самостоятельно-достижимый результат.
Вступление Биомеханическое определение контроля головы Методика тестирования контроля головы Ограничения данного метода тестирования Заключение 1. Вступление.
Получив ваши вопросы по этому материалу, решил дополнительно структурировать:
Что здесь (ниже) опубликовано?
Начало большого труда, который, надеюсь, будет когда-то окончен :)
Здесь опубликована методика тестирования биомеханического развития ребёнка, которая позволит вам, как родителю ребёнка с ДЦП, самостоятельно получить ответ на вопрос - "имеет ли мой ребёнок "контроль головы"? Надеюсь, что вскоре появится подраздел о контроле сидения.
Этот материал - та точка отсчёта, которая позволит Вам, на мой взгляд, прекратить бесконечные поиски и перебор всех доступных методик - которые на слуху, модны, имеют положительные отзывы у знакомых и т.д., столкнувшись с индивидуальной (или принципиально-невозможной) неотзывчивостью у Вашего ребёнка с ДЦП на какую-либо методику - Вы получаете стресс и треволнения, что, в конечном итоге по прошествии значительного времени и десятка опробованных методов, приводит к тому, что любой прогресс становится принципиально невозможным.
Наше интуитивное восприятие словосочетания "контроль головы" кардинально отличается от сути и смысла ступени биомеханического развития. Восполнить этот пробел и призван данный материал. Вот
что предлагает Яндекс на запрос "тестирование контроля головы" (очень показательно, кстати).
А зачем мне знать - есть ли у нас контроль головы или нет?
На мой скромный взгляд, любая возможность самостоятельного получения объективной информации даёт неоспоримые преимущества, как то:
1. позволяет проверить результаты всяческих мануальных воздействий\терапий\лечений, к которым вы вынуждены прибегать и пробовать;
2. чтобы не возникало ложных иллюзий в виде "улучшился контроль головы в вертикальной плоскости" (отзыв о результатах лечения по некоей методике лечения ДЦП). Потому как: (а) контроль головы - он для всех плоскостей, отсутствие одной из плоскостей приводит к отсутствию контроля головы вообще и можно говорить только об удержании головы; (б) если имеется в виду положение тела ребёнка - то опять, увы, контроль головы должен наблюдаться в любом положении ребёнка - лёжа, сидя, на боку, у Вас на руках, в коляске; (в) контроль головы - он либо есть, либо его нет. Употребление сравнительных оборотов (стал лучше, заметно улучшился) немного запутывает собеседника - ибо эта фраза в корректном варианте звучит как "контроля головы нет, как и не было его раньше, но есть улучшения (некоторые, какие-то) в удержании головы в вертикальной плоскости";
3. в конце концов, именно эта объективная информация позволит вам, как ДЦП родителю, как единственному человеку, который отвечает за вашего ребёнка, точно знать - что ждать дальше в развитии вашего ребёнка. Вы хотите чтобы Выш ребёнок стал сидеть? Это становиться возможным только после обретения контроля головы.
А почему именно голова? Почему у вас всё начинается с контроля головы, а не руки, ноги или переворачивания?
Развитие любого человеческого организма идёт по общим законам и первая ступень биомеханического развития любого человека - обретение контроля головы.
К сожалению, в случае с ДЦП мы имеем ситуацию, когда ребёнок с ДЦП (не смотря на возраст - 1,5 года, 5 лет) просто не прошел и не достиг этих этапов биомеханического развития. Или же в результате травмы головного мозга, ребёнок оказался "отброшенным" назад в своём биомеханическом статусе.
Это голая и неприкрытая реклама!
Данная методика тестирования родилась не на пустом месте - это во-первых. Она появилась в результате многолетнего практического опыта, тестирования, сопоставления, анализа, обобщения данных исследований строения нескольких тысяч детей с ДЦП. И является, кстати, интеллектуальной собственностью центра, в котором работаю я. Поэтому даже корректное цитирование будет включать в себя данные центра (и будет рекламой - голой - сообразуясь с заявленной
Татьяной логикой).
Во вторых, "рекламная" ссылка, приведенная ниже, дана не как ссылка на "волшебный" центр (хотя он именно таковым и является - безальтернативным), а как ссылка на материалы в которых содержится ответ на другие два сакральных (и жизненно важных для вас) вопроса - "почему строение ребёнка с ДЦП отличается от строения здорового человека" и "как это можно исправить".
Почему мы вам должны верить?
Я, вобщем-то, и приглашаю вас не верить, а знать.
Вы проходите курс лечение в клинике К? Отлично. Вы пользуетесь услугами невропатолога П? Замечательно. Вы им доверяете и вас всё устраивает? Превосходно. Услышав от них, что у вас появился контроль головы - протестируйте вашего ребёнка и декларируемый "контроль головы", и сразу отпадут все вопросы и будущие, увы, неминуемые "крушения надежд".
Вот это:
не является свидетельством наличия контроля головы, потому как мы можем говорить только об удержании головы, но никак не о контроле. Во всех четырёх случаях биомеханическое тестирование показало отсутствие контроля головы.
Как проверить наличие контроля головы описано
ниже. Контроль головы, который приводит к полноценному и самостоятельному сидению. А то, что изображено на этих картинках (а именно - удержание головы в одном положении или экстремальное "запрокидывание" головы), НИКОГДА не приведёт к сидению, увы.
И какой смысл придавать примитивной двигательной активности функциональный смысл стадии биомеханического развития? Кроме как облегчить жизнь и "продажу" мнимых результатов разнообразным нечистоплотным людям? Кроме как пытаться "строить замок из песка"?
Только вы, как родитель, отвечаете за будущее ваших детей. И как же страшно, когда за эти иллюзии придётся расплачиваться вашему ребёнку...
У нас нет контроля головы. И что дальше?
Пробуйте, перебирайте то "лечение", те методики, которые декларируют достижение этой ступени в развитии вашего ребёнка. Причем, вы уже "вооружены" - и вы легко сможете отделить "зёрна от плевел". Вы можете прибегнуть к услугам центра, в котором работаю я, можете прибегнуть к услугам клиники А или доктора Б, или отдаться рукам мануального терапевта В, попробовать чудодейственный лекарственный курс у С - пробуйте и проверяйте!
И не пытайтесь от меня получить ответ на вопрос "что дальше". Это - ваш личный ответ и ваш собственный выбор. И ваша ответственность.
А центр, в котором работаете вы, декларирует получение "контроля головы"? И в какой срок?
Да, причем, 100 %*. Срок? По-разному, цифры самые разнообразные - три месяца, год. Самый длительный процесс, зафиксированный в нашем центре - четыре года. В зависимости от состояния вашего ребёнка, его возраста, его тканево-структурной отзывчивости, вашей фокусировки на процессе - множества факторов. Но главное - что "контроль головы" (равно как и все последующие ступени развития) - гарантированно достижим и возможен.
* - это "смелое" заявление вызывает неоднозначную реакцию у некоторых родителей. Услышав о достижении успеха в 70 % случаев (например, в реабилитационной клинике К.) и придя туда - никто не может заранее сказать - попали ли вы в "счастливые" 70 % или же ваш удел - быть в группе 30 % неотзывчивых к методике. Я вынужден повторить - от нас - мы гарантируем обретение и последовательное прохождение всех стадий биомеханического развития здорового ребёнка для Вашего ребёнка с ДЦП. Все дети с ДЦП, проходящие реабилитацию в центрах ABR, обретают контроль головы, контроль сидения и т.д. Вопрос только об индивидуальных сроках достижения, которые, в свою очередь, зависят напрямую от Вас - от Вашей обучаемости и внимательности, от возможности сконцентрироваться на процессе реабилитации, времени, выделяемом на реабилитационные мероприятия и т.д.
Если всё так просто, то почему никто не тестирует контроль головы кроме вас?
Здесь помещено упрощенное (адаптированное) изложение основ системы биомеханического тестирования ABR. И подобное "простое" изложение стало возможным только после кристализации, окончательного формирования этой системы, до этого - всё было совсем уж не просто.
И мы как раз очень заинтересованы в широком распространении системы тестирования (поэтому она и выкладывается в свободный доступ), которая позволила бы иметь методологический инструментарий для определения биомеханического статуса ребёнка.
2. Контроль головы.
Если представим себе человеческий организм как последовательность взаимодействующих "блоков", то имеет смысл выделить: голова, шея, грудная клетка, поясничный отдел, таз, бедро, колено, голень и стопа (9 основных "блоков").
Стадии вертикализации - контроль головы и контроль сидения
Таким образом контроль головы, как первая стадия к вертикализация представляет собой уверенное и независимое владение первыми двумя "блоками", а именно головой и шеей.
Вынужден повторить, что наше бытовое толкование "удержания" головы (в одном из положений) значительно отличается от биомеханического толкования "контроля головы". Большинство родителей, увидивших удержание головы, интуитивно ожидают появления в будущем и полноценного контроля ("а пока суть, да дело - сосредочимся на функциональной активности рук и ног или потренируем сидение", - думают они. При естественном ходе вещей - это ожидание может оказаться несбыточным, а "тренировка" сидения - бесперспективной, ибо не пройден этап контроля головы).
Под контролем головы подразумевается способность ребёнка:
- сохранять нейтральное положение головы;
- фиксация положения головы при отклонениях от нейтрального положения и возможность возвращения в нейтральное положение (отведение головы в сторону не заканчивается в положении "голова, бессильно упавшая на грудь");
- сохранение нейтрального положения при активных движениях любого из основных биомеханических блоков (т.е. движение руки не приводит к повороту головы);
- движение головы не вовлекает в движение ни один из основных биомеханических блоков (поворот головы не приводит к поднятию руки, к движению грудной клетки и т.д.).
Как мы видим, ситуация качественно отличается от понятия "удерживает голову в нейтральном положении". Теперь расширим понятийный ряд и добавим двигательную функциональность, а именно контрбалансирование - важнейшее свойство в свете будущей ходьбы. Суммируя всё вышеперчисленное, мы получаем, что под контролем головы имеется ввиду:
- способность активно (самостоятельно) удерживать голову в нейтральном положении и совершать независимые (изолированные от других биомеханических блоков) движения головой.
- не связанность (независимость) движения головы с движением прочих частей тела - т.е. при движении головы не происходит вовлечения рук, туловища, таза, ног.
- и, наоборот - при движении других отделов организма (рук, ног и туловища) не происходит вовлечение в движение головы.
- при движении туловища или таза или при падении из положения сидя - движение головы происходит в противоположном общему направлению движения - например, при падении назад движение головы происходит вперёд или при колебании тела за таз вправо - голова движется влево, осуществляя балансирование.
Все перечисленные моменты являются обязательными. При отсутствии какого-либо из пунктов можно политкорректно говорить о "неполном контроле головы", но лучше говорить - об отсутствии контроля головы.
3. Тестирование контроля головы.
Как можно протестировать наличие\отсутствие "контроля головы" (еще раз - "контроль головы" означает возможность совершения всех доступных действий в трехмерном пространстве). Для простоты изложения сведём их к основным плоскостям -
поворотам головы направо и налево (1);
наклоны головы вперёд и назад (2);
сгибание головы к левому и правому плечу (3):
1. Повороты головы направо и налево положение "лежа на спине". Лицо ребёнка направлено в потолок.
Аккуратно (двумя или одной рукой - не суть), воздействуя на лицевую часть, поворачиваем голову ребёнка с тем, чтобы добиться контакта щеки (уха) с поверхностью. Затем голова приводиться в нейтральное (начальное) положение и пассивно поворачивается в другую сторону.
Фокус внимания - происходит ли вовлечение туловища, рук, таза, ног.
В самом экстремально-плохом случае - ребёнок будет сворачиваться весь набок. В самом хорошем случае - не будет происходить ничего (кроме поворота головы, разумеется).
Иллюстрации:
Здоровый ребёнок
Поворот вправо
Здоровый ребёнок
Нейтральное положение
Здоровый ребёнок
Поворот влево
Здоровый ребёнок
Поворот вправо
Здоровый ребёнок
Нейтральное положение
Здоровый ребёнок
Поворот влево
Здоровый ребёнок
Поворот вправо
Здоровый ребёнок
Нейтральное положение
Здоровый ребёнок
Поворот влево
Квадриплег
Поворот вправо
Квадриплег
Нейтральное положение
Квадриплег
Поворот влево
На этих иллюстрациях видно вовлечение плеча в движении головы, что приводит к "поддергиванию" рук вверх, а также виден мощный шейный тяж.
Квадриплег
Поворот вправо
Квадриплег
Нейтральное положение
Квадриплег
Поворот влево
В этом случае, поворот головы налево приводит к "сворачиванию" и тело ребёнка движется как единый блок - движение головы вовлекает в движение руки и туловище, и ребёнок сворачивается на левый бок.
Квадриплег
Поворот вправо
Квадриплег
Нейтральное положение
Квадриплег
Поворот влево
Квадриплег
Поворот влево
В данном случае поворот головы приводит к классической для ДЦП ситуации - так называемой "позы фехтовальщика". Одна рука распрямляется, а вторая рука - согнута, поворот головы приводит к смене рук. Четвертая фотография позволяет увидеть, что поворот головы приводит к "поддергиванию" вверх и ног.
Необходимо заметить, что если поворот головы возможен, то он возможен в любых положениях - лежа, на четвереньках, сидя, стоя.
Следующие три фотографии иллюстрируют самостоятельный поворот головы в положении сидя:
Здоровый ребёнок
Поворот вправо
Здоровый ребёнок
Нейтральное положение
Здоровый ребёнок
Поворот влево
Мы видим - самостоятельное (мы употребляем термин "активное") чистое изолирование движение головы, не вовлекающее в движение плечевой пояс, руки, грудную клетку, таз и ноги. Можно также заметить, что поворот головы не приводит к потере равновесия и нарушения баланса тела.
2. Наклоны головы вперёд и назад.
2.1. Наклоны головы вперёд. В положении "лежа на спине". Лицо направлено в потолок.
Одна рука накладывается на затылочную часть - область между шеей и макушкой (ближе к макушке), другая контролирует туловище. Производим пассивный наклон - стремимся "воткнуть" подбородок в грудь. Выполняем несколько раз. Фокус внимание - вовлечение рук; ось вращение (ибо при "контроле головы" ось вращения должна проходить через С7 (седьмой шейный позвонок), а не через нижние рёбра); точку приземления подбородка - в идеале он должен "втыкаться" в место крепления ключиц и грудины; и происходит ли "раздувание" туловища на уровне нижних ребёр (в норме - не должно происходить).
Здоровый ребёнок
Активный наклон
Здоровый ребёнок
Нейтральное положение
Здоровый ребёнок
Пассивный наклон
Здоровый ребёнок
Активный наклон
Здоровый ребёнок
Нейтральное положение
Здоровый ребёнок
Пассивный наклон
Квадриплег
Нейтральное положение
Квадриплег
Пассивный наклон
промежуточная фаза
Квадриплег
Пассивный наклон
финальная фаза
В данном случае мы наблюдаем экстремальную деформацию грудной клетки при выполнении данного теста. Нижние рёбра загибаются вверх, грудная клетка коллапсирует. Нижние рёбра - вот самая широкая часть туловища у этого ребёнка. Точка приземления подбородка находиться далеко от места крепления ключиц и грудины. Правая рука вовлекается в движение.
Квадриплег
Нейтральное положение
Квадриплег
Пассивный наклон
промежуточная фаза
Квадриплег
Пассивный наклон
финальная фаза
Данный случай демонстрирует нам характерный патерн для ребёнка с ДЦП - пассивный наклон головы вперёд приводит к движению всего туловища. Грудная клетка коллапсирует, а ось вращения находится на передней поверхности и проходит через коллапсирующий живот, нижние рёбра заметно "раздуваются".
Квадриплег
Активный наклон
Квадриплег
Нейтральное положение
Квадриплег
Пассивный наклон
Этот ребёнок способен к активным движениям головы. Он может самостоятельно совершить наклон головы вперёд. Однако, ось вращения в этом случае будет находиться на уровне конца лопаток (а не на уровне 7-го шейного позвонка, как у здорового ребёнка). Место "приземления" подбородка ближе к соскам, чем к месту крепления ключиц и грудины. Руки вовлекаются в движение головы. Именно подобная самостоятельная моторика свидетельствует об отсутствии контроля головы, мы можем говорить только об удержении с патологическими осями движения. А пассивное движение головы приводит к движению всего тела.
Квадриплег
Нейтральное положение
Квадриплег
Активный наклон
Активный наклон головы приводит к "раздуванию" туловища, особенно на уровне нижних рёбер. При этом левая сторона туловища отрывается от плоскости кушетки и ребёнок в этом положении крайне неустойчив.
Квадриплег
Нейтральное положение
Квадриплег
Пассивный наклон
Иной тип деформации грудной клетки, однако, как мы видим, пассивный наклон головы вперёд также приводит к "раздуванию" туловища, особенно на уровне нижних рёбер.
2.2. Наклон назад. Осуществляется с помощью подъёма "под спину". Двумя руками осуществляем захват туловища со стороны спины (контролируя перемещения ребёнка) и приподнимаем туловище. Фокус внимания - удерживается ли голова; ось вращения (нормальный контроль головы соответствует оси вращения, проходящему через шею, а не через спину на уровне ребер); оцениваем "выпирание" трахеи; раздувание шеи (мышечной массы, так называемого "bulge").
Этот же тест возможно выполнять на боку, что, практически всегда затруднительно - ибо редкий ребёнок с ДЦП лежит устойчиво на боку; и сидя, что требует изысканного мастерства в контроле над ребёнком. Часть этого теста изображена на моём изерпике.
Квадриплег
Квадриплег
Здоровый ребёнок
Здоровый ребёнок
Квадриплег
Квадриплег
3. Сгибание головы к левому и правому плечу. Положение "лежа на спине". Двумя руками берём ребенка за голову и производим пассивные сгибания головы к плечам - стремимся коснуться правым ухом правого плеча, и затем левым ухом левого плеча. Фокус внимания - возможно ли изолированное движение головы, происходит ли вовлеченние туловища (грудной клетки, таза, ног, рук) в движение головы. В норме движение должно быть полностью и однозначно независимым.
Здоровый ребёнок
Поворот вправо
Здоровый ребёнок
Нейтральное положение
Здоровый ребёнок
Поворот влево
Квадриплег
Поворот вправо
Квадриплег
Нейтральное положение
Квадриплег
Поворот влево
Данный случай демонстрирует отсутствие изолированного движения головы, мы можем наблюдать единое движение всего тела - туловища, таза и рук.
Квадриплег
Поворот вправо
Квадриплег
Нейтральное положение
Квадриплег
Поворот влево
Необходимо заметить, что если сгибание головы возможно, то оно возможно в любых положениях - лежа, на четвереньках, сидя, стоя.
Следующие три фотографии иллюстрируют самостоятельный сгибание головы в положении сидя:
Здоровый ребёнок
Сгибание вправо
Здоровый ребёнок
Нейтральное положение
Здоровый ребёнок
Сгибание влево
Мы видим - активное изолирование движение головы, не вовлекающее в движение плечевой пояс, руки, грудную клетку, таз и ноги. Можно также заметить, что сгибание головы не приводит к потере равновесия и нарушения баланса тела.
Всё, что перечислено мной не является сложным - ибо эти вещи легко доступны для вас самих - как для лиц, имеющих полноценный контроль головы. Пробуйте тестировать сами себя (или своих близких) и сравнивайте.
И по большому счёту, сравнивая структурно здоровый организм с больным ДЦП, вы приближаетесь к самому важному и сакральному для Вас ответу на вопрос - "а что происходит? Чем же ваш ребёнок отличается?".
Ответы на вопросы "почему ДЦП ребёнок отличается" и "как это можно исправить" вы сможете обрести на странице
www.blyum.com (правда, только на английском языке, среди региональных сайтов есть сайты на фламандском, французском и немецких языках). В скором времени - надеюсь, появится и русский вариант сайта. Если изложение покажется вам немного сложным - то, что же, примите это как данность.
Если Вас интересует сам процесс лечения, занятия какой-либо методикой (чтобы уверить себя в том, что Вы делаете все возможное для Вашего ребенка) - то на рынке ДЦП сейчас присутствует множество предложений - катание на пони, гипербарическая оксигенация, аминокислоты, купание с дельфинами, гомеопатия и иглоукалывание - но никто и никогда не сможет вам предсказать успех и тем более уж необратимость полученных изменений. А если Вам нужен результат - то Вам самим жизненно необходимо изучать\разбираться\понимать все происходящее с вашим ребёнком с ДЦП. Изучайте - это Ваш язык. "Посещая какую-либо страну для кратковременного визита, вам не придёт в голову изучать местный язык. А если Вы планируете остаться и жить в этой стране - то у Вас, пожалуй, нет выбора, если Вы хотите влиться в местный социум, кроме как выучить местный язык". Так уж получилось, что Вы попали сюда - в страну ДЦП.
Удачи Вам и Вашим детям.
upd: По справедливому замечанию
mamapoli произведена лексическая правка. Употребление прилагательного "нормальный" следует относить только к оценке анатомической структуры тела ребёнка. Спасибо,
mamapoli!