* * *
А теперь самое интересное. Давайте бегло сравним пушкинских “Бесов” и высоцких “Коней”, посмотрим, есть ли в них на поверхности лежащие отличия.
У Пушкина на протяжении всего текста встречаются:
- вьюга, метель, кружение (вьются тучи … снег летучий … вьюга … бес водит, кружит … сил нет кружиться доле … вьюга … закружились бесы …)
- мотив мутности
(
Read more... )
Comments 15
Влияние Бесов на некоторые другие высоцкие тексты имеет место, конечно; и чтоб это видеть, не нужно обладать фантазией.
Вот, кстати, параллель - как и Пушкин, Высоцкий иронически обыгрывает церковный ритуальный жест/слово - "плюнуть-дунуть". Причём фактически тем же приёмом - "перевёртыванием". Пушкинский бес в издевку "дует, плюет" на человека, тогда как положено - наоборот. У Высоцкого "плюнули да дунули" святители, тогда как по стандарту святитель требует, чтоб это сделал "клиент". То есть затекстово напрашивается реплика от клиента: сам дуй да плюй...
Reply
Параллели Бесов с Балладой о детстве я не заметила, и даже сейчас, уже зная ее, понимаю, что и не увидела бы.
Reply
== уже зная ее (параллель), понимаю, что и не увидела бы. ==
Почему? По-вашему, она зыбкая или слишком случайная?
Reply
Нет! Параллель "плюнули да дунули" не зыбкая и не случайная, это фактически прямая цитата. Сейчас я вижу это - когда мне это показали. Но чувствую, что сама бы не заметила, не знаю почему.
Reply
Reply
Высоцкий наследует пушкинскую традицию. И очень много общего и в мироощущении, и в отражении мира в их поэзии. О самых заметных отличиях у меня те же ощущения: Пушкин уравновешен, условно говоря, статичен, а у ВВ всё в движении. Действительно всё, в том числе и сами тексты: вечно изменения - то слово, то строчка...
И второе самое общее и заметное отличие: Пушкин лирик, а у Высоцкого очень сильно эпическое начало, он, конечно, лиро-эпик. Но как всё у него погранично, традиционно в общих чертах и очень индивидуально в ключевых деталях, так и в его лиро-эпичности главное - своеобразие соединения этих двух начал. Его-то ухватить никак и не удается, это на сейчас, пожалуй, главная задача и наибольшая сложность.
Reply
Reply
Reply
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
И вот:
Был развеселый розовый восход,
И плыл корабль навстречу передрягам,
И юнга вышел в первый свой поход
Под флибустьерским черепастым флагом.
Просто констатация. Казалось бы, там и здесь констатация момента, но она принципиально разная.
Обрати внимание на время. Пушкин, даже здесь, описывает настоящее время, Высоцкий как бы прошедшее, то, что уже когда-то где-то было. Но даже его прошедшее здесь какое-то более настоящее нежели пушкинское настоящее.
Возможно, сказывается то, что они просто дети разных исторических эпох. Высоцкий здОрово опережал даже тот период советского застоя, в котором ему довелось жить.
Reply
Ну да, у Пушкина хоть и время настоящее, но оно не конкретное, а "универсальное", вообще-настоящее, оттого, в частности, и ощущается сказочным.
А Высоцкий историю рассказывает, как будто реальную, вот именно эту, оттого оно и такое настоящее, хоть и прошедшее.
И у него поэтичность тоже есть, но прячется под гримом прозаического: например, изумительный, на мой слух образ "развеселый розовый восход", он не только выглядит - он звучит чудесно. И "черепастый" - такое юношеское, задиристое, не желающее успокоиться в традиционном обличье слово...
Reply
Reply
Reply
Leave a comment