Эту тему начал yms в комментарии к другой записи, но и песня, и тема заслуживают отдельного поста. Итак, новая рубрика: "Обсуждаем фонограмму". Сегодня - вот эту:
Вот начало дискуссии, перенесенное из другой записи:
about_visotsky: 17 янв, 2013 12:34 ... У ВВ музыкальная 3-дольность, да еще в плавном варианте вальса, встречается крайне редко (не случайно "Белый вальс" в музыкальном плане не вальс) ...
yms: 17 янв, 2013 13:02 а Белый вальс, кстати, вполне себе трехдольный вальс, за исключением средней части (и дольность тут тоже средство выразительности)...
upd: при строчке "Сердца стучали на три счета вместо двух" было бы странно, если бы ритм не был трехдольным. Она, вместе с ритмом, призвана сразу погружать слушателя в трехдольную стихию.
Ты внешне спокоен средь шумного бала, - амфибрахий, 12 слогов Но тень за тобою тебя выдавала - - амфибрахий, 12 слогов Металась, ломалась она в зыбком свете свечей. - амфибрахий, 14 слогов И бережно держа, и бешено кружа, - ямб, 12 слогов Ты мог бы провести ее по лезвию ножа, - ямб, 14 слогов Не стой же ты руки сложа, сам не свой и ничей! - амфибрахий, 14 слогов
- тут все подчинено ритму песни, без него это слишком "неправильные" стихи.
Да! Песня "ритмизирует" стих, "сглаживает" ритм стиха, это очень заметно и часто у Высоцкого. Я не раз ловила себя на ощущении, что песенные тексты, которые не слышала песнями (для театра и кино), с очень негладким, "перебивчивым" ритмом, и без Высоцкого, его пения, я не могу найти тот песенный ритм, который не то что сгладит, а вберет в себя все эти разношерстные ритмы и станет их общим ритмическим знаменателем.
Только почему ж "вдогонку"? Мы можем обсуждать столько, сколько душе угодно. Я, во всяком случае, готова и с удовольствием. :)
но этот пример, по-моему, как раз нетипичен для Высоцкого, потому что обычно его стихотворные размеры выверены очень строго. Я именно удивился, когда заметил, что здесь в ритм песни укладывается неровный размер.
Это из записей Вадима Туманова. Кстати, благодаря пластинке "Сыновья уходят в бой" запись этой песни слышала вся страна, а до и после неё идут совершенно не переваренные страной "Ещё бы не бояться мне полётов...", "Из детства", "В младенчестве нас матери пугали...".
Да, здесь более гладкий вариант. Если там ВВ голосом разрушает вальсовость до полного ее изгнания даже из аккомпанемента, то здесь голос просто вольничает, "не празднует" вальсовую трехдольность гитары, да и то не очень воинственно.
Comments 12
about_visotsky:
17 янв, 2013 12:34
... У ВВ музыкальная 3-дольность, да еще в плавном варианте вальса, встречается крайне редко (не случайно "Белый вальс" в музыкальном плане не вальс) ...
yms:
17 янв, 2013 13:02
а Белый вальс, кстати, вполне себе трехдольный вальс, за исключением средней части (и дольность тут тоже средство выразительности)...
upd: при строчке "Сердца стучали на три счета вместо двух" было бы странно, если бы ритм не был трехдольным. Она, вместе с ритмом, призвана сразу погружать слушателя в трехдольную стихию.
about_visotsky17 янв, 2013 14:17 ( ... )
Reply
Но тень за тобою тебя выдавала - - амфибрахий, 12 слогов
Металась, ломалась она в зыбком свете свечей. - амфибрахий, 14 слогов
И бережно держа, и бешено кружа, - ямб, 12 слогов
Ты мог бы провести ее по лезвию ножа, - ямб, 14 слогов
Не стой же ты руки сложа, сам не свой и ничей! - амфибрахий, 14 слогов
- тут все подчинено ритму песни, без него это слишком "неправильные" стихи.
Reply
Только почему ж "вдогонку"? Мы можем обсуждать столько, сколько душе угодно. Я, во всяком случае, готова и с удовольствием. :)
Reply
Reply
Reply
а в этом варианте больше амфибрахического текста, а двухдольной средней части нет вообще...
Reply
Reply
То есть это 07_0767(2) по Индексу фонограмм С.Ковачева
(http://vv.uka.ru/km/rus/page/index.html).
== до и после неё идут совершенно не переваренные страной "Ещё бы не бояться мне полётов...", "Из детства", "В младенчестве нас матери пугали...". ==
Ну, последняя песня сложная, отдельно не очень слушается. Вторая тоже. А вот первая почему - странно. Потому что не выпускалась широко на дисках?
Reply
Leave a comment