"Какой был бал!.." (обсуждаем фонограмму)

Jan 17, 2013 16:14

Эту тему начал yms в комментарии к другой записи, но и песня, и тема заслуживают отдельного поста. Итак, новая рубрика: "Обсуждаем фонограмму". Сегодня - вот эту:

image Click to view

Илья, атрибутируйте, пожалуйста, эту запись.

обсуждаем фонограмму, -Музыкальные особенности песен ВВ, -Песня - ритм и метр, "Какой был бал!" (Белый вальс)

Leave a comment

Comments 12

about_visotsky January 17 2013, 14:28:40 UTC
Вот начало дискуссии, перенесенное из другой записи:

about_visotsky:
17 янв, 2013 12:34
... У ВВ музыкальная 3-дольность, да еще в плавном варианте вальса, встречается крайне редко (не случайно "Белый вальс" в музыкальном плане не вальс) ...

yms:
17 янв, 2013 13:02
а Белый вальс, кстати, вполне себе трехдольный вальс, за исключением средней части (и дольность тут тоже средство выразительности)...

upd: при строчке "Сердца стучали на три счета вместо двух" было бы странно, если бы ритм не был трехдольным. Она, вместе с ритмом, призвана сразу погружать слушателя в трехдольную стихию.

about_visotsky17 янв, 2013 14:17 ( ... )

Reply

Вдогонку yms January 20 2013, 21:18:00 UTC
Ты внешне спокоен средь шумного бала, - амфибрахий, 12 слогов
Но тень за тобою тебя выдавала - - амфибрахий, 12 слогов
Металась, ломалась она в зыбком свете свечей. - амфибрахий, 14 слогов
И бережно держа, и бешено кружа, - ямб, 12 слогов
Ты мог бы провести ее по лезвию ножа, - ямб, 14 слогов
Не стой же ты руки сложа, сам не свой и ничей! - амфибрахий, 14 слогов

- тут все подчинено ритму песни, без него это слишком "неправильные" стихи.

Reply

Re: Вдогонку about_visotsky January 20 2013, 21:28:04 UTC
Да! Песня "ритмизирует" стих, "сглаживает" ритм стиха, это очень заметно и часто у Высоцкого. Я не раз ловила себя на ощущении, что песенные тексты, которые не слышала песнями (для театра и кино), с очень негладким, "перебивчивым" ритмом, и без Высоцкого, его пения, я не могу найти тот песенный ритм, который не то что сгладит, а вберет в себя все эти разношерстные ритмы и станет их общим ритмическим знаменателем.

Только почему ж "вдогонку"? Мы можем обсуждать столько, сколько душе угодно. Я, во всяком случае, готова и с удовольствием. :)

Reply

Re: Вдогонку yms January 20 2013, 21:40:19 UTC
но этот пример, по-моему, как раз нетипичен для Высоцкого, потому что обычно его стихотворные размеры выверены очень строго. Я именно удивился, когда заметил, что здесь в ритм песни укладывается неровный размер.

Reply


krol_hydrops January 17 2013, 15:12:08 UTC
Это из записей Вадима Туманова. Кстати, благодаря пластинке "Сыновья уходят в бой" запись этой песни слышала вся страна, а до и после неё идут совершенно не переваренные страной "Ещё бы не бояться мне полётов...", "Из детства", "В младенчестве нас матери пугали...".

Reply

yms January 17 2013, 15:53:04 UTC
именно! из этой пластинки я ее и узнал...
а в этом варианте больше амфибрахического текста, а двухдольной средней части нет вообще...

Reply

about_visotsky January 17 2013, 16:28:34 UTC
Да, здесь более гладкий вариант. Если там ВВ голосом разрушает вальсовость до полного ее изгнания даже из аккомпанемента, то здесь голос просто вольничает, "не празднует" вальсовую трехдольность гитары, да и то не очень воинственно.

Reply

about_visotsky January 17 2013, 15:57:01 UTC
Спасибо.
То есть это 07_0767(2) по Индексу фонограмм С.Ковачева
(http://vv.uka.ru/km/rus/page/index.html).

== до и после неё идут совершенно не переваренные страной "Ещё бы не бояться мне полётов...", "Из детства", "В младенчестве нас матери пугали...". ==

Ну, последняя песня сложная, отдельно не очень слушается. Вторая тоже. А вот первая почему - странно. Потому что не выпускалась широко на дисках?

Reply


Leave a comment

Up