ПЕРЕКЛИЧКИ: ОСОЗНАННО ИЛИ СЛУЧАЙНО?
Ощущение, что современный человек предпочитает иметь дело не с реальностью, а с фантомами. Подтверждения этому - на каждом шагу. Вот и в литературе о Высоцком тьма примеров того, как любую похожесть на стихи предшественников немедленно тянут если не в прямые цитаты, так уж в реминисценции и осознанные ассоциации
(
Read more... )
Comments 7
Во-первых, "оговорки" - неотьемлемая часть хороших текстов, и если оговорки "сохраняют", значит, сохраняют и тексты. Во-вторых, не можно согласиться с такой выдающейся ролью перекличек. Что же, читаешь произведение, и пока не встретишь хоть какую-нибудь перекличку, ну ни в жисть не почувствуешь ни ауры ни атмосферы? Или авторесса подразумевает, что переклички/совпадения играют типа роль "перекрёстных свидетелей", подтверждая подлинность просочившейся в тексте атмосферы?..
Reply
Фраза про оговорки, переклички и т.п., мне кажется, несет тот смысл, что атмосфера эпохи передается в маргинальных деталях. Эта статья написана не строго научным языком, многое в ней выражено образно, в частности, и эта мысль.
Reply
У Высоцкого - тоже лагерный Иов есть: "Профессоров сожрало море лжи и выплюнуло возле Магадана"?
Reply
Reply
Эта перекличка мне уж точно кажется осознанной. А Вам?
Reply
Reply
На мой взгляд, данная параллель не лежит на магистральном пути восприятия темы ГУЛАГа. И ассоциация репрессий с этим процессом - "поглотить-исторгнуть" - скорее весьма своеобразна, чем очевидна. В такой ситуации, видимо, повышаются шансы осознанной переклички, того, что данные образы навеяны предшественниками.
А вот чему откликается это двустишие Высоцкого - стихотворению Штейнберга или библейскому сюжету, - вопрос. По-моему, более весомы доводы за то, что ВВ отзывается поэту-предшественнику.
Reply
Leave a comment