Видеть цель, верить в себя. Формула успеха, которую наперебой и на свой лад предлагают бизнес-консультанты всех мастей. А слышали ли вы о планировании… от неверия? Именно так действует американский спецназ - «морские котики», если верить бывшему «котику» Джону Кэннону (его книга переведена на русский язык). Он советует, нацеливаясь на успех, думать о поражении - прогнозировать ситуации, когда не удастся одержать победу. И каждый шаг просчитывать, исходя из предположения, что все сложится не так, как хотелось бы. Смысл? Только при таком планировании можно будет противостоять угрозам, которые неизбежно возникнут.
Как минимум один миллиардер из «Золотой сотни» Forbes с успехом пользуется подобной стратегией. «Я при расчетах всегда исхожу из самого пессимистичного варианта - предполагаю, что все будет идти совсем плохо, - признался мне однажды президент и владелец Crocus Group Арас Агаларов. - Пессимистичный план мне нужен, чтобы быть готовым к любым проблемам». У Агаларова не было ни одного провального проекта, чем бы он ни занимался. Своих расчетов он никому не показывал. Досконально неизвестно, как у него структурирован бизнес, финансовые потоки, выстроены отношения с кредиторами и «регуляторами». Но факт остается фактом: даже в кризис, когда многие девелоперы и торговцы оказались на грани банкротства, Агаларов продолжает открывать очередные магазины и затевать новые строительные проекты.
Неудача - важный дисциплинирующий фактор в бизнесе и карьере. Мысли о провалах и поражениях столь же естественны, как стремление к победе. Главное, чтобы они не становились тормозящим фактором, а побуждали искать необходимые ресурсы и не совершать действий, с последствиями которых можно не справиться. Хотя, как это ни парадоксально, делать ошибки полезно. Бывший глава Coca-Cola Роберто Госуэта, самый успешный CEO за всю историю корпорации (если смотреть финансовые показатели), любил говорить, что доверяет лишь тем менеджерам, которые допустили хотя бы один крупный просчет - это побочное следствие стремления к серьезным целям.
О положительной роли неудач и ошибок в жизни и бизнесе написано множество книг и статей. Я бы рекомендовал почитать «Парадоксы лидерства» американского психолога Ричарда Фарсона - она лаконична, не пафосна и построена на конкретных примерах. По мнению Фарсона, удача сопутствует тому, кто допускает возможность ошибок. И, наоборот, крах может случиться с тем, кто долгое время был успешен: благополучие побуждает почивать на лаврах и действовать привычными методами.
Основатель и президент IBS Group Анатолий Карачинский вспоминает, как в конце 1990-х, общаясь с руководством Microsoft, спросил, зачем корпорация нанимает людей из обанкротившихся компаний. В ответ он услышал, что это лучшие менеджеры, какие только бывают. То есть те, кто прошел через падения и потрясения и показал себя бойцом, пусть даже в итоге и проиграл, самые подходящие кадры для бизнеса с амбициозными целями. «Я сам учился на ошибках и продолжаю делать ошибки, хотя считаю себя опытным предпринимателем», - говорит Карачинский. Он даже подсчитал примерную стоимость своих просчетов - порядка $15 млн. Ужас? А может, это соответствующая плата за лидерские позиции на рынке? За то, что оборот IBS Group в 2009 году превысил $500 млн при операционной прибыли почти $38 млн?
Гендиректор группы компаний «Русагро» Вадим Мошкович как-то разъяснил мне, что такое успех. Это когда положительно решенных вопросов больше, чем отрицательно решенных. Даже если разница совсем невелика, все равно можно считать, что дела идут успешно. Для наглядности Мошкович нарисовал систему координат и пояснил, что развитие бизнеса, равно как и жизни, это не линейный вектор, а некий коридор, в границах которого случаются подъемы и падения. В падениях нет ничего страшного, просто должно сохраняться направление движения вперед и вверх.
Итак, делайте ошибки. Думайте о неудачах.