Котоведение

Dec 02, 2014 16:33


Немного об интеллектуальном развитии кошек

Помнится в школе нас учили, что животные не имеют разума, а в повседневной жизни пользуются инстинктами, генетически закрепленными формами поведения и психического отражения, общими для всех представителей данного вида.







Справочно:

В структуру инстинктивного поведения входят хорошо скоординированные движения, выразительные позы, психофизиологические реакции, воспроизводящиеся в строгой последовательности. В инстинктивном поведении выделяют подготовительную, или поисковую фазу, которая относительно вариативна, и завершающую, более постоянную. Инстинкты принадлежат прежде всего к пищевой, защитной, репродуктивной сферам, характерным для данного вида.

Правда, известный отечественный зоопсихолог Курт Эрнестович Фабри, автор замечательного учебника «Основы зоопсихологии», неустанно подчеркивал, что инстинкт и научение не составляют двух последовательных стадий в эволюционном развитии поведения, а будучи компонентами единого процесса поведения, они отдельно не могут существовать. Иначе говоря, т.н. «чистых» инстинктов не существует. Поэтому классифицируя, например, строительство гнезд у шимпанзе, плотин бобрами как инстинктивное поведение, необходимо учитывать огромное разнообразие реальных психофизиологических механизмов такого поведения, оно в значительной степени может быть результатом научения и интеллектуального решения.

Попробую подтвердить верность вывода уважаемого Курта Эрнестовича о возможности интеллектуального решения кошками проблем, связанных с добыванием пищи, на конкретном примере, неоднократно наблюдаемом мной непосредственно.

Старые москвичи конечно помнят маленький, но очень ухоженный магазинчик «Молоко» в здании на углу Малого Афанасьевского и Гоголевского бульвара. В этом магазине помимо молочных продуктов продавались колбасы и сыры. Теперь на этом месте магазин элитных вин «Ароматный мир».



Магазин «Молоко»



Магазин «Ароматный мир»

Следует помнить, что 40 и более лет тому назад покупатели просили отпустить сосиски, сардельки и прочие колбасные изделия с точность до грамма. Обычно просили 300 или 400 грамм, иногда полкило, а покупка весом в один кг была просто редкостью, так как существовали допустимые нормы отпуска продукта в одни руки.

У каждого продавца были большие механические весы, на одной чаше которых лежала тонкая и крошечного размера бумажка, символизирующая подобие толстой и тяжелой оберточной бумаги для заворачивания покупаемого продукта. На основании сведений, полученных из достоверных источников, могу утверждать, что в крупном гастрономе такой оберточной бумаги продавали до 50 кг в смену, что соответствовало 50 кг дефицитного продукта, благополучно поделенного между своими по окончании работы магазина.

При покупке колбасы с заранее озвученным результатом образовывались так называемые довески - небольшие кусочки изделия, обусловленные необходимостью взвешивания точного количества продукта. Неопытные продавцы ухитрялись чуть ли не четвертую часть продукта выдавать в виде довесков.

У магазина «Молоко» была в то время, и есть сегодня, остановка общественного транспорта. На остановке имеется скамейка, правда, за прошедшие годы она неоднократно меняла дизайн, но к сути рассказа это отношения не имеет.



Остановка общественного транспорта у дома 31 по Гоголевскому бульвару.

Покупатели, большей частью бабули, после завершения шопинга, шли к остановке и присаживались на скамейку в ожидании попутного транспорта.

К ним, осторожно ступая по фундаменту высокой кованной ограды, подходила очаровательная кошечка необыкновенного окраса, типа помеси сибирской с сиамской, и, жалобно мяукая, просила «поделиться» колбаской. Она так интеллигентно просила, что бабули тотчас разворачивали свои кульки и доставали обрезки колбасы или иных вкусных изделий, чтобы угостить кошку, приговаривая: «Ой, наверное, она потерялась, ой, какая красивая и ухоженная кошечка».

Когда на фундамент было выложено значительное количество обрезков, из всех углов старого особняка вылезали страшного вида коты, которые моментально стаскивали кусочки колбасы на землю, где с жадностью и пожирали их.

Видя такой разбой, бабули только восклицали: «Ну, пройдоха, ну, хитрюга». В это время кошка строила совершенно уморительные рожицы, показывая тем самым, как ловко она кинула лохов.

Живя неподалеку и пользуясь магазином «Молоко», я неоднократно наблюдал эту сцену с известным результативным финалом. Ну каким инстинктом можно объяснить такое поведение кошек. Они все продумали: из своей стаи выбрали самую красивую и самую ухоженную кошку, которой отказать в халяве было просто невозможно.

Хотя возможно, что кошка была домашней, и, видя плачевное существование себе подобных, просто подвязалась на поприще социальной поддержки голодающей родни. В пользу этого свидетельствует то, что сама красавица на моей памяти никогда не участвовала в поедании обрезков.



Вспомнилась эта история при пересмотре фотографий, среди которых попалась и моя фотка с кошкой, очень похожей по окрасу на героиню рассказа.

Кошки, Москва кошачья

Previous post Next post
Up