Старые вещи. Часть VIII. Лампа. Гольдшайдер
Кроме удивительной прикладной целесообразности старые вещи хороши ещё тем, что заставляют владельца или приобретателя изучать историю мануфактур, где могли быть изготовлены подобные изделия, углубляться в технологию производства и биографии мастеров.
Вот и в этом случае определить фабрику, где изготовили керамическую основу для старой лампы, оказалось не так просто. Дело в том, что клейма, находящиеся на тыльной стороне основания лампы, были нанесены не краской, а вдавлены в массив фаянса, и прочитать их не специалисту было сложно. Для профана установление принадлежности имеющихся клейм могло быть проведено путем их сравнения с известными и описанными.
Клеймо.
Дед и отец никогда не заикались о происхождении или об истории появления лампы в доме. А я до определенного возраста и не интересовался ею. Стоит и стоит.
Более того, когда я подрос и взялся приводить электрическую часть лампы в порядок, то ухитрился выбросить вместе с истлевшим шелком и «родной» каркас абажура, заменив его на современный. Истинно глаголят : «Не ведуют , что творят».
Лампа.
Фрагменты лампы.
Это уже потом, когда будет идентифицировано клеймо фирмы-изготовителя и подпись автора, может показаться, а собственно в чем была сложность поиска.
Изначально по сюжету композиции и одеянию фигурок подумалось, что страна-изготовитель - это Франция, хотя мизансцена совпадала, по моим юношеским ощущениям, с сюжетом поэмы «Евгений Онегин». Но интуиция подсказывала, что это не Россия.
Пришлось, в отсутствие в то далекое время интернета, идти в Государственную публичную библиотеку в зал № 2 и штудировать книги по истории французского фарфора и фаянса.
Перебрав множественно каталогов и книг, ничего похожего на клейма, стоявшие на лампе, я не обнаружил.
Но для себя уяснил, что до Великой Французской революции в стране функционировали одиннадцать фабрик, производящих дорогие высококачественные фарфоровые изделия. Сегодня, если не ошибаюсь, осталось только две: Sevres и Limoges. Остальные, в результате уничтожения в конце XVIII века класса французских аристократов, постепенно потеряли потребителя и закрылись.
Из-за неимения свободного времени дальнейшие поиски фабрики-изготовителя лампы пришлось отложить на длительный срок.
Ключом к определению места и времени изготовления лампы, как не странно, стало не клеймо, которое я так и не смог идентифицировать, а вдавленная в корпус лампы подпись скульптура-автора трех керамических фигур - Perigot.
Уже сравнительно недавно в интернете мне удалось отыскать несколько работ Perigot, работавшего на Гольдшайдер в начале 20 века. Остальное было делом техники. Среди разнообразных марок фабрики Гольдшайдер нашлась и наша.
Подпись автора - Perigot..
Справочно:
Гольдшайдер, венская фабрика (Goldscheider'sche Porzellan-Manufactur und Majolica-Fabrik основана в 1885 г.), быстро вышла в лидеры среди европейских производителей керамики. Фигурки и вазы из фаянса и терракоты, а также из бронзы и алебастра, неизменно высочайшего качества, пристального внимания хозяина фирмы к тщательности изготовления, производились в стилях «Историческом», «Югендстиле» и «Арт-деко».
Основал фабрику австрийский предприниматель Фридрих Гольдшейдер (1845 - 1897).
Для любознательных френдов: при желании подробнее о Гольдшайдер смотрите и читайте здесь -
http://www.antik-forum.ru/forum/showthread.php?t=23247&page=5;
http://fotki.yandex.ru/users/nadia-berez/album/385200/.
Гольдшайдер является одним из самых успешных компаний Европейской керамической культуры.
Изначально Гольдшайдер ориентировал производство на выпуск высококачественного продукта, опираясь на искусство молодых, но впоследствии выдающихся скульпторов и керамистов своего времени, таких как Деметр Чипарус (Demetre Chiparus), Вальтер Боссэ (Walter Bosse) и Джозеф Лоренц (Josef Lorenzl), которые и создали большинство шедевров, вышедших из стен Гольдшайдер.
История успеха была прервана национал-социалистами в 1938 году. Евреи Гольдшайдер были вынуждены иммигрировать в США, а компания была продана. Новый владелец, угодный фашистскому режиму, не смог выдержать высокие стандарты качества изделий, и работы этого периода уже не представляют большой ценности. Братья Гольдшайдер в условиях эмиграции открыли новое керамическое производство в США и Англии. Но и им воспроизвести былой успех так и не удалось.
Изделия фабрики Гольдшайдер периода стиля Арт-деко крайне редки и являются предметом вожделения многих коллекционеров антикварного европейского фарфора во всем мире.
Хотя в мире существует обширное сообщество коллекционеров керамики производства фирмы «Гольдшайдер», до последнего времени не издавались серьезные публикации, посвящённые этой важной области коллекционирования.
Сегодня читателям доступен подробнейший каталог изделий Гольдшайдер.
Авторы Филипп Гольдшайдер и Роберт Дин систематизировали данные о более чем 4000 предметов и снабдили каталог обширной исторической справкой о компании, сопровождаемой цветными иллюстрациями.
В книге также приведен исчерпывающий список мастеров и полный марочник фирмы.
Фотографии каталога делают превосходный эскурс в художественное наследие всемирно известной мануфактуры - от историзма, модерна к Арт-деко.
Обложка каталога.
Это великий австриец Lorenzl (1892-1950) кудесник Арт-деко.
Стиль Арт-деко это богатство, золото и вычурность, как реакция на лишения, перенесенные в период Первой мировой войны.
Арт деко.
Прообразом скульптуры "Пойманная птица" стала танцовщица Нидди Импековен (1904-2002), о которой один из критиков написал в 1920 году: «Она стала бы великой танцовщицей, даже если бы родилась калекой».
Нидди
В отличие от Josef Lorenzl великолепного мастера стиля Арт-деко, работы Perigot, работавшего на Гольдшайдер до Первой мировой войны, относятся к стилю Арт-ну во (модерн).
Работы Perigot, найденные в Интернете:
Моцарт со скрипкой.
Лампа.
После Второй мировой войны Вальтер Гольдшайдер вернулся в Вену и занял пост управляющего директора своей прежней компании.
Однако в 1950-х годах знаменитые керамические традиции уважаемой венской фабрики закончились в связи с её продажей немецкой компании «Карстенс» (Carstens).