Дивный новый кто?

Feb 08, 2011 17:06


Недавно один фотограф уверял меня, что картинка означает только картинку. Довольно разумный подход для человека, который производит эти картинки с надеждой, что они всеми (включая заказчика) будут поняты одинаково. По его словам, если мы видим изображение физкультурника, то он означает радости здорового образа жизни, не больше. Трансформация сексуальной энергии в духовную на благо общества, если позволите. В ход шли ссылки на Сьюзан Зонтаг, которая не часто кажется мне убедительной, и рассказы об античном лаконизме. Этот разговор и пересказывать бы не стоило, когда б в нем не шла речь о рекламе в тоталитарном стиле.

Эту историю с рекламой "Горки Project" я подробно описывал здесь: abolenkin.livejournal.com/21250.html

и возвращаться к ней нужды нет. Заинтересовала меня прежде всего интерпретация мужского образа этой рекламы.

Тему интерпретаций в одежде и стилистике можно назвать самой важной. Все базовые формы уже изобретены, и мода занимается самоцитатами, создавая новые сочетания и смыслы, но не новые вещи. Женские брюки для суфражисток 19 века, богемных дам 20х годов, поклонниц Сен-Лорана начала 70х, современных офисных дам и крестьянок из Центральной Азии несли совершенно разный смысл, мало связанный с двумя тканевыми трубами. Схожим образом, блины в конце зимы для кого-то - солнечный символ, для кого-то - подготовка к Великому посту, а для кого-то 350 ккал на сто граммов. По сравнению с этим разница между "креп Сюзетт" и гречишными блинами имеет не слишком большое значение.

В итоге, модой становится какая-нибудь одна интерпретация (чаще всего - 350 килокалорий). Очевидно, что для этой индустрии толкование куда важнее оригинала. Собственно, это и называется стилизацией, а это главный творческий прием 20 века. Для мужской моды толкования важнее вдвойне, поскольку мужские подиумные и журнальные образы по большей части не имеют отношения ни к жизни, ни к желаниям покупателей. Говорить о них много не стоит. Иначе в наступающем сезоне мы бы ожидали появления гибрида библиотекарши и переросшего Тадзио из висконтиевской "Смерти..." (Андрея Пежича, иными словами). А к будущей осени - массовое нашествие бородатых женщин из цирка, которые по странному капризу обрядились в фартук и вышли на подиум.

Похоже, арт-директора мужской моды работают, как сумасшедшие няньки. Те придумывают серных монстров и прочие страсти, чтобы ребенок уши помыл. В мужской моде креативщики не только от души развлекаются, но еще и потихоньку расширяют потребительский запрос. За последние годы к нему прибавились разномастная клетка, жилеты, галстуки бабочки для дневных выходов, бархат и т.д. Я уже не говорю о повсеместно вымытых ушах. Правда, некоторые новые обыкновения будут похуже ковыряния в носу. Я прежде всего имею в виду лаковую обувь по любому поводу и сочетание подтяжек с ремнем.

Рассказываю я об этом не для того, чтобы закрыть совершенно не освещенную мною тему последних мужских показов. Я к вопросу об интерпретациях. Изображение физкультурника даже в 30е годы не означало физкультурника. А ведь тогда о пост-модернизме и не слыхали. Сейчас же любой образ приходится дешифровывать, привлекая на помощь весь наличный контекст. Контекст нам известен - по направлению он примерно совпадает с хакслиевским "О, дивный новый мир". Как заметил Бертран Рассел по поводу этого романа, "вероятно, стремление человечества к счастью принято преувеличивать". Важнее ему казались острые
ощущения. Вот этого добра сейчас хватает с избытком.

стилистика, мужская мода, формирование образа, стилизация

Previous post Next post
Up