О моде 2027 года. Какой будет и будет ли?

Jan 13, 2017 14:13

Какой будет мода через 10 лет? Об этом меня попросил рассказать новый симпатичный ресурс CultTrigger. Это у них проект такой, про близкое будущее. И в день публикации подоспели фотографии со вчерашнего показа Гоши в Калининграде. Он одежду будущего показывает уже сейчас: работа с готовыми формами, униформы и т.д. Включил эти картинки в иллюстрации будущего, очень удобно. Так будет выглядеть новый демократизм в моде: не кутюр для всех, а форма каждой группе.

Для качества жизни ближайшего будущегонет практической необходимости в сложностях авторской моды, от этого немного грустно. Но через полвека, глядишь, и появится какой Диор с новым искусством ненужного. А пока - добро пожаловать в бедные будни. Возможно, вам будет любопытно сравнить этот прогноз с тем, который я делал 4 года назад, о новом типе потребителей.



Привыкайте к планке

Среди кандидатов в президенты США все же нашелся один совершенно очаровательный. Он носит на голове сапог. А еще обещает подготовить страну к зомби-апокалипсису, обязать всех чистить зубы, и обеспечить каждую американскую семью собственным пони. Хотелось бы мне так четко видеть план на будущее! Однако в прогнозах моды такого утешения нам не дано: можно начать носить сапоги на голове, но не факт, что через 10 лет эта манера приживется. Эльзе Скиапарелли, к примеру, подобную идею в 30-х годах прошлого века закрепить в обиходе не удалось, да и авторитет дизайнеров теперь катится в пропасть. Но ответить на вопрос о перспективах моды мне нужно уже сегодня, это часть моей профессии.



Не могу пообещать, что пони станет непременным дополнением образа. Маркетинг моды сейчас движется в сторону милых и гуманных вещей: уменьшения вреда от производства, человечных условий труда, экологичных материалов, - но не так радикально. Зато можно уверенно предсказать, что одним из важнейших направлений в индустрии моды станет утилизация и переработка ее продуктов. Уже сейчас в любом торговом центре вы можете почувствовать необходимость в этой отрасли, поскольку одно из главных желаний при взгляде на ассортимент - не как всю эту красу сохранить, а как от нее избавиться.



Свитшот полувиртуального бренда Gosha Gazinskaya

В будущем можно стать царем мусора

Мода производит много мусора. Не только визуального, но и вполне вещественного. Сейчас по объему вредных выбросов она занимает второе место после нефтяной промышленности. «Расчистка гардероба» - самое востребованное предложение стилистов, которых стало больше, чем дизайнеров. Если стилистам удастся распотрошить все шкафы и закрома, то и по производству твердого мусора мода точно займет призовое место. Некоторые сети из масс-маркета уже сейчас, недалеко от кассы, ставят пункты по приему своего вторсырья на переработку - можно даже пакеты домой не носить, а сразу туда сдавать. Одним словом, кто предложит выход из ситуации, тот и будет король. Царь мусора.



Не жрать!

В старые времена проблема решалась за счет долговечных вещей, которые служат поколениями и выбросить их жалко. Раньше это называли постпанковский дух DIY, а в последние годы - постхиптерский. Теперь люди, вроде бы, еще пуще увлеклись починкой и переделкой, но подходящего материала тут все меньше. Приспособленная к долгой жизни одежда стала почти недоступной большинству, ее все реже выпускают, и стоит она все больше. За первое десятилетие века цены в верхнем сегменте индустрии выросли почти на 65 процентов (а все прочие - едва на треть). Будут они расти и дальше, и судя по прогнозам экономистов, разница между богатыми и бедными также сделается глубже. Безработных станет больше, формальных рабочих мест - меньше, наступают машины и прекариат. А с уменьшением гарантированного дохода меньше станет денег на настоящие вещи. Новое поколение уже растет с мыслью, что уровня потребления своих родителей в части доступа к «ценностям» им не достигнуть никогда…



Воду мы получаем в бутылках. За пригодным воздухом приходится ехать. Места с приемлемым климатом так густо усажены туристами, что теряют всякую привлекательность. И с климатическими изменениями лучше не станет: уже сейчас ООН признает статус «климатический беженец». Новые материалы, которые способны справляться с адской погодой, это, пока, те же нефтепродукты: Земля этой нагрузки не выдерживает. И дефицит ресурсов означает, что не будет нам через десять лет хлопковых футболок по пять баксов. Потому что для производства каждой используются тысячи литров воды, тонны химикатов, выводятся из нормальной жизни гектары земли и целые человеческие сообщества.

Последнюю проблему решить еще можно. Предположим, что каждые джинсы будут сопровождаться «сертификатом этичного производства», как предлагается сейчас. Его будут подписывать инспекторы и бабушка каждой швеи из третьих стран: «мол, девочка моя всем довольна, спит по шесть часов, жениха ей в деревне нашли хорошего». Но это так и останутся джинсы, сшитые работниками, которые мечтают этой работой никогда не заниматься. Эти джинсы успокоят совесть, но потребительские качества не повысят, а жених и инспекторы войдут в конечную стоимость. Кутюрный коммунизм и большая мода для всех в ближайшее время не случатся.

Это не просто географический снобизм, а констатация: массовое производство не вернется в Европу и Северную Америку в обозримом будущем, географические различия никуда не денутся, а приличное ремесло окончательно перейдет в разряд роскоши. Большинство людей, просто по незнанию, станут этим словом называть любительское рукоделие. За прочее барахло, которое на наших глазах утрачивает связь с эстетикой, придется платить ощутимые деньги, которых тоже не прибавится. Приличную одежду для всех теперь тоже стоит отнести к дефицитным ресурсам, но доступ к ней больше не будут имитировать, просто снизят планку ожиданий.



Рецепт тут может быть только такой же, какой выработался в современной диетологии: «не жрать!». После кризиса 2008 года обозреватели описывают эту вынужденную диету как утрату интереса к моде и нарядам. Бессмысленные действия никогда людей не пугали, не испугают и через десять лет. Однако рационального в моде становится куда больше. Теперь импульсивные покупки все больше похожи на диагноз, а вот сравнение цен, виртуальные примерки, изучение отзывов и поиск сочетаний в имеющемся гардеробе - становятся обычным делом. За десятилетие к этому добавится манера переносить любое планирование на специальные приложения, и в большинстве шкафов воцарится свой маленький Госплан. В сущности, нормальная практика для людей, которые вынуждены экономить на ненужном.

Женить и хоронить нас станут в свитшотах

Заодно подрастет поколение, отличающее модное от немодного по шрифту на надписях. Они требовательны, но вовсе не к художественному качеству одежды. Это сейчас мы на прошлое десятилетие снисходительно смотрим: порношик, Бритни Спирс и прочие реалити-шоу. А если разобраться, то были и Эльбаз с Гескьером, Маржела еще не ушел, а Маккуин еще не повесился. Вскоре мы и о Томе Форде будет с теплотой вспоминать, потому что была и история, и позиция. Словом, время реабилитирует этот период так же, как и жуть 80-х. Современный же пейзаж определяет сочетание Гвасалии с Гуччи, мода из готовых элементов. Дети растут и лучшего не знают. Через десять лет они станут самыми активными покупателями: без денег, доступа к авторским вещам и без интереса их приобрести.



Если вам любопытно, как в таком случае будет выглядеть модный пейзаж, посмотрите на современную Москву и ее бесчеловечные удобства. Практичная недорогая плитка переходов, единообразное покрытие, места для случайных приезжих, ничего личного. В качестве специи - всплески народной красоты, этнических анклавов и специальные точки для удовлетворения первобытной тяги к сверхъестественному. Такой комфорт для бедных; все выполнено руками людей, которые свою работу терпеть не могут. Старомодный люкс выведен в резервации, где этим бедняцким обыкновениям все чаще подражают за большие деньги. Таким примерно рисуется массовый гардероб ближайшего будущего. Мало кому придет в голову менять образы, будто голоса у работников «секса по телефону». Женить и хоронить нас станут в свитшотах.



Для меня, человека со сверхизбыточным гардеробом, который привык оформлять любые движения в голове и пространстве одеждой, все описанное и является зомби-апокалипсисом. В дизайне одежды планка очень серьезно понизилась, почти непоправимо, и ожидания формируются из этого невысокого уровня. Против люмпенизации сознания не помогут ни чистка зубов, ни даже пони. С другой стороны, я понимаю, что уже сейчас далеко отхожу от нормы, как меню из ресторана «Пушкин». Однако отношение к норме в обществе post truth, «пост-правды», тоже меняется: она теперь не бывает общей. Сейчас нормы образуются из согласия и поведения отдельных групп потребителей, у которых резко снижаются стандарты и "насмотренность". Каждому сапогу найдется своя голова, а всякому сударю и сударыне  - свое меню.



В конце концов, общий доступ к авторской моде - это недавнее изобретение, едва полвека прошло. А общественный интерес к таким деталям, как имена модельеров, так и вовсе возник только в середине 90х. Никто не планировал, что так будет вечно, просто индустрия развивалась в этом направлении. Направление заканчивается, сделать элитарное массовым не получилось. Теперь, похоже, будет новое направление, обеспечить массы привлекательной альтернативой старой моде.  Мало кто заметит, когда дойдет до дела, а уж из окон точно никто выпрыгивать не станет. В кассовом кино мы почти такой же процесс пережили с легкостью.

Чего точно не будет, так это футуризма. С позиций фантастов 20 века мы уже живем в будущем, но никаких серебристых комбинезонов, к счастью, не носим. Не станем и впредь. Покупатели неохотно пускают науку в свои шкафы. Технологии с легкостью находят место в популярных аксессуарах, которые делают быт удобнее. Однако сложно представить, что в костюме найдется место радикальным научным разработкам и через 10 лет у нас будет «умная одежда», измеряющая сахар в крови и отправляющая письма. Удобство, главный современный наркотик, видится в упрощении одежды, но не в новых сложных функциях. Форма,  пусть и скромная, в моде ближайшего времени будет по-прежнему главнее содержания.



Основные эксперименты моды будут проводиться с телом. Оно уже сейчас во многом заменяет нам одежду в старомодном понимании. Мы видим все больше открытого тела вне зависимости от климата, и человеческая кожа становится новой тканью. Ее можно покрывать узорами и украшениями. Появился новый корсет, мышечный, и новые представление о "естественности", актуальные фасоны все больше распространяются на форму груди или разрез глаз. Как раз в этой области возможны технические новации с вживлением разных устройств и механизмов, футуристическое стремление человека к машине. Последний бастион человечности становится бесчеловечным, но за 10 лет вряд ли не станет окончательно.

Надень гостиничный номер.

Этот отказ от частного пространства заметен не только в одежде (взгляните, к примеру, что происходит с личными авто). Раньше люди носили на себе подобие дома, с индивидуальным интерьером, личным набором удобств и оградой. Теперь это все чаще гостиничные номера, их никому в голову не придет всерьез обустраивать. Внутри проявления индивидуализма еще возможны, но на стойке администрации точно знают, с кем и когда вы спите, что заказываете и чем развлекаетесь. Вся информация на карточке, все дальнейшие предложения легко просчитать. От индивидуальных решений индустрия моды переходит к индивидуальным предложениям. Унифицированным, ради гостиничного удобства.



Главные изменения в отрасли ближайшего десятилетия будут происходить в способах продаж. Раз уж наше потребительское поведение повсюду оставляет след уже сейчас,  способы раскладывать приманки на этих тропах будут все совершеннее. Вскоре для составления потребительского профиля даже не нужно будет изучать поведение в соцсетях, как на последних американских выборах. Достаточно будет пройтись по магазинам с телефоном в кармане, без покупок. И вот вы уже получаете новости, съемки и рекламные кампании, подобранные для вашей целевой группы, чтобы ненужный выбор и прочее творчество вам даже в голову не приходили. Самовыражайтесь на здоровье в выборе самого удобного комплекта униформы.



Отсюда следует еще одно большое изменение - социология продаж. Сейчас по инерции аудиторию еще разделяют на мужчин и женщин, определенного возраста, профессии, доходов и образования. Все эти различия станут несущественными (как и новизна, сезонность, размеры и проч.) и останется просто "потребительский профиль", набор предпочтений. "Кладете вы колбасу в ваш оливье?" - на таком, примерно, очень точном уровне. Мы такое разделение персонажей впервые наблюдали в "Сексе в большом городе". Только там героини существовали каждая в своей, но одинаково дорогой нише-клетке. А вскоре все будут покупать все: уже сейчас в метро полно LV, а в журналах - H&M.



По-хорошему, для этого явления стоит придумать новое название, слово «мода» тут употребляется по инерции. Но люди не склонны менять названия, даже если содержание полностью новое. Кто последний раз видел бумажные билеты, но все равно приобретение места в самолете мы называем «купить билет». Зато я могу с уверенностью предсказать, что в весеннем сезоне 2027 года самым коммерческим будет цвет пыльной травы. А в осеннем - малинового вина. Это самый безопасный прогноз. Если и можно в чем быть уверенным, так это в том, что через 10 лет об этих моих предсказаниях никто не вспомнит. Скорее, будут вспоминать о человеке с сапогом на голове: всякий, кто потрудился создать из вещей стиль, покажется героем.



будущее моды, кэжуализация, актуальный образ, этичная мода, продажи, футуризм, аналитика моды, потребительское поведение, простота, комфорт убивает, прогнозирование моды, место дизайнера в индустрии, мода и социология, индивидуализм, культура потребления, мода, изменения в моде, анали, прогноз, развитие моды, перспективы развития моды, авторская позиция

Previous post Next post
Up