Инвестиционные иллюзии. По докладу на круглом столе «Инвестиционная деятельность в Абхазии: климат,

Apr 06, 2014 17:14

Инвестиционные иллюзии. По докладу на круглом столе «Инвестиционная деятельность в Абхазии: климат, риски, правовое регулирование»

Я не считаю себя занудой, пережевывающим и доказывающим раз за разом одни и те же истины, но временами, приходится это делать в ответ на постоянный повтор сомнительных тезисов некоторыми лицами или организациями. Таким мотиватором по вопросу перспектив и направления абхазских реформ для меня является позиция фонда «Айнар», а в конкретном случае доклад руководителя этой организации Аслана Басария на круглом столе «Инвестиционная деятельность в Абхазии: климат, риски, правовое регулирование». Осмелюсь прокомментировать некоторые моменты из доклада господина Басария.

«…мы считаем, единственно здоровым и разумным путем - сначала точно установить свои возможности, свой потенциал; затем определится с финансово-экономической моделью; сперва разработать Программу Социально-Экономического Развития, и только после этого подобрать, соответствующий условиям и задачам, инструментарий.»

Безусловно, задачи глобальные. А главное, позволяющие растянуть «удовольствие» на любое количество времени. Во-первых, непонятно, что мешает тому же фонду «Айнар» предложить такую «Программу Социально-Экономического Развития»? И, если они не в состоянии этого сделать сами, то хотя бы намекнуть, кто этим будет заниматься. В Абхазии есть законно избранные президент и парламент, есть политические партии, есть Минэкономики во главе с господином Ирадяном. Есть план социально-экономического развития Абхазии. Что еще нужно, чтобы начать работать? Впрочем, докладчик предлагает и некоторые конкретные меры:

«ответственный подход подразумевает следующий порядок действий:
Первый этап, можно его условно назвать сбором информации; основные составляющие:
создание системы первичного учета;
инвентаризация основных фондов;
инвентаризация жилищного фонда;
земельный кадастр;
территориальное зонирование;
создание кадровой базы данных;
создание единой формы Паспорта Села и сбор соответствующей информации.»

С необходимостью всех этих мер сложно поспорить, благо тягомотина с кадастрами, фондами и инвентаризацией идет не первый год, все дружно поддерживают наведение порядка, но при этом воз и ныне там. Сплошная имитация деятельности.

«Второй этап - создание финансово-экономической модели, с учетом национальной культуры хозяйствования. Мы убеждены, что бездумное копирование чужих моделей - контрпродуктивно. И вообще, давайте решим, в стране какого типа мы хотим жить? Выбираем ли мы прямое народовластие, экологичность и социальную справедливость, или псевдодемократию, изуродованную природу колониальной страны и олигархический капитализм.»

Ну даже не знаю как прокомментировать сею цитату. Мне она очень напоминает опусы российских либералов, живущих в каком-то своем иллюзорном мире. Кто и что будет решать? Есть слова и дела партии власти, есть слова и намерения партий, находящихся в оппозиции. Все эти люди определять политику Абхазии на протяжении последних десяти лет. И нет никаких оснований считать, что что-то в этом плане изменится. Может, стоит, все-таки, исходить из реальности, а не витать в облаках?

«Третий этап - разработка Программы Социально-экономического Развития. Как мы уже не раз говорили, считаем, что техническое задание должно быть разработано здесь, в Абхазии, и даже если сама Программа будет создаваться за рубежом, наши специалисты должны принять непосредственное участие в этой работе.
И только после этих шагов станет ясно, какие законы нам нужны»

Эта Программа Социально-экономического Развития меня просто умиляет. Вопросы те же. Кто будет формулировать техническое задание? Хорошо бы узнать от докладчика, как он сам видит основные положения этого документа? За чей счет банкет? Кто будет оплачивать, создаваемый за рубежом (то бишь в России) глобальный план, и будет ли он потом вообще кому-нибудь нужен? Возьмем недавний пример. Российские специалисты консультировали Минэкономики Абхазии по поводу реформирования абхазского законодательства. Уж не знаю, прислушались к их предложениям, или же нет, но в Парламент поступил пока что лишь сырой и неоднозначный Законопроект РА «Об иностранных инвестициях». Формулировать Техзадание будут те же специалисты из структур господина Ирадяна?

«Никто из нас не питает иллюзий относительно сути иностранных инвестиций - это не благотворительность и инвестору, как правило, глубоко безразлична судьба страны, в экономику которой он вкладывает деньги. Единственная цель инвестора - используя материальные и трудовые ресурсы данной страны и ее платежеспособный спрос, заработать деньги, а прибыль, разумеется, вывезти, причем в свободно конвертируемой валюте. Напомню, мы говорим об иностранных инвестициях в предприятия, рассчитанные на внутренний рынок. Но мы же понимаем, что экономический рост в основном происходит за счет прибавочной стоимости, если же значительная ее часть будет вывозиться из страны, то, как развиваться? Никого ведь не привлекает образ «белки в колесе». А именно это мы и получаем - бег на месте.»

Да, представьте себе, инвесторы хотят получать прибыль, как не удивительно. Вообще-то на этом держится вся мировая экономика. Разумеется, часть прибыли инвесторы используют по своему усмотрению, но хотелось бы напомнить о нескольких вещах.
Во-первых, если законодательство создает выгодные условия для размещения инвестиций, то инвестор будет заинтересован в расширении бизнеса или запуске новых проектов.
Во-вторых, действующие производства это ко всему прочему, налоги и рабочие места. Может быть, вспомнить об уровне безработицы в Абхазии? Или же о ситуации в промышленном секторе по итогам 2013 года? Данные об этом можно найти здесь.

«Что очень важно - говоря о предприятиях, ориентированных на внутренний рынок, мы ведь подразумеваем относительно не сложные производства и стоят они не очень дорого. Мы убеждены, что Абхазия может решить эти вопросы самостоятельно. Да что там говорить! На деньги, выделяемые РФ с 2008 г., можно было бы создать уже очень и очень многое, если бы мы использовали их с умом. Но конечно, в любом случае, один из важнейших вопросов - мобилизация внутренних инвестиционных ресурсов.»

Да, предприятия, ориентированные на внутренний абхазский рынок, это относительно небольшие вложения. Но все равно это миллионы, а то и десятки миллионов рублей. Особенно, если учитывать плачевное состоянии производственных площадей, построенных в советский период. У меня опять же вопрос, почему эти предприятия не создаются сейчас? Напротив, в 2013 году промышленность Абхазии пережила явный спад? У каждого второго (условно говоря) имеется свой бизнес-проект, но нет на него денег. И нет возможности получить кредит в банке. Что и неудивительно, учитывая состояние банковской сферы в области кредитования. Или же Россия, помимо разработки пресловутого Плана, должна также выложить сотни миллионов рублей в создание государством предприятий, реанимировать на миллиарды рублей банковскую сферу, чтобы потом банки выдавали кредиты будущим акционерам этих предприятий? Сложноватая, долгоиграющая и довольно затратная стратегия получается. И где гарантия, что люди захотят стать акционерами в таких предприятиях? И все эти сложности лишь для того, чтобы не допустить в экономику Абхазии российских инвесторов.

«Теперь, позвольте немного о том, какие иностранные инвестиции, по нашему мнению, нам действительно нужны. Собственно должны быть выполнены всего три условия:
1. если создание конкретного производства нам не по силам, либо оно стоит слишком дорого, либо создание такого предприятия, подразумевает наличие передовых технологий и достаточного числа высококвалифицированных кадров, которыми мы не располагаем;
2. основная часть продукции предприятия будет идти на экспорт.
3. создание конкретного предприятия должно соответствовать Программе Развития»

Автору доклада придется очень долго ждать в этом случае иностранных инвестиций. В стране с примитивной экономикой не строят высокотехнологичных производств. Тем более при отсутствии кадров. Для таких проектов нужна какая-то база.
  То есть, опять предлагается раскошелиться России. Искусственно создавать на территории Абхазии крупные предприятия с использованием современных технологий, завозить сотни высокопрофессиональных специалистов, создавать на пустом месте центры обучения, которые дадут отдачу только через несколько лет лишь для того, чтобы удовлетворить задачи Программы Развития. И это вместо того, чтобы все это делать в России, где все это уже есть, или на худой конец в той же Белоруссии, которая тоже обладает серьезными ресурсами в области высоких технологий. Особенно, учитывая, что в России тоже спад производства.
  Я вижу, как нелегко сегодня (особенно в условиях западных санкций) идет реформа российского ВПК, который имеет многолетний опыт, отменное финансирование, сотни тысяч специалистов. А господин Басария предлагает все это создавать с нуля, в стране, где никогда не было ничего подобного.

Может быть, я пристрастен, в чем-то неправ, в чем-то неправильно понял тезисы доклада, но в заключении хотелось бы пожелать всем, кто озабочен будущим Абхазии и ее экономики, попытаться жить не тезисами , а реальностью. И не искать угроз интересам абхазского народа там, где их нет. Я убежден, что без иностранных инвестиций , экономика Абхазии так и будет в ближайшие годы находиться в полумертвом состоянии. И одними докладами или Программами развития это не изменить.

Координатор партнерства «Абхазские проекты»
Кирилл Базилевский

http://abkhaz-project.umi.ru/publikacii_i_analitika/investicionnye_illyuzii_po_dokladu_na_kruglom_stole_investicionnaya_deyatel_nost_v_abhazii_klimat_riski_pravovoe_regulirovanie/

законы Абхазии, реформы в Абхазии, инвестиции в Абхазию, абхазские проекты, экономика Абхазии

Previous post Next post
Up