Другие записи:
Организуем учет финансовой информации |
Домосед и его приключения! |
Обзор рынка недвижимости столичного региона. Часть 5. |
День 2010.10.12, Точное время 07:43:00 Автор: Шишкина Елена (CFO компании SAP СНГ). Впервые статья опубликована в журнале "Финансовый директор"
Как правило, будущие финансовые директора получают либо финансово-экономическое, либо техническое образование. Елена Шишкина начала свой путь в финансовые руководители с… лингвистики. Однако такой нетрадиционный старт карьеры не помешал Елене реализовать ряд инновационных методик в российской компании, а затем стать CFO крупной международной корпорации.
- Елена, финансовые директора с гуманитарным образованием - большая редкость. Что же привело Вас в финансы?
- Я никогда не была стопроцентным гуманитарием: мне одинаково хорошо давались и гуманитарные, и точные науки. Но больше всего мне нравились языки, поэтому мое первое образование - лингвистическое. Я всегда воспринимала первое образование как некую базу, на основе которой можно строить свою дальнейшую карьеру. Уже позже я поняла, что финансы - это та сфера, которая может быть мне интересна в плане развития карьеры. Именно поэтому я получила второе высшее экономическое образование, а затем и степень МВА в области финансов и риск-менеджмента University of Durham Business School в Великобритании.
- Вы стали финансовым руководителем именно после получения МВА?
- Да, через некоторое время после получения MBA меня пригласили в «АСБ-Рейтинг», где я ранее работала в отделе маркетинга, на должность финансового директора. Передо мной поставили задачу привнести в компанию современные западные технологии, что дало возможность применить на практике знания, полученные в бизнес-школе, и реализовать себя в профессии.
- Трудно ли было возглавить ФЭС, не имея опыта руководящей работы? С чего Вы начали?
- Небольшой управленческий опыт у меня уже был. В «АСБ-рейтинге» мне было не столь сложно, поскольку я уже знала и компанию, и сотрудников, хотя компания за два года моего отсутствия выросла в четыре раза. Кроме того, там была очень сильные финансисты.
В первое время я пыталась разобраться, как организована работа ФЭС, что хорошо, а что не очень, какие болевые точки нужно быстро устранять. Кроме того, акционеры наметили ориентиры. Во-первых, необходимо было оптимизировать процесс бюджетирования: сократить количество итераций утверждения бюджетов и повысить качество информации, которая выносится на собрание акционеров.
Во-вторых, нужно было внедрить новые технологии и методики, и я анализировала деятельность компании с точки зрения того, что уже несовременно или не отвечает требованиям динамичного роста, что можно изменить и улучшить.
Справка
Елена Шишкина родилась в 1973 году в Нижнем Новгороде. В 1995 году окончила Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова по специальности «Английский и немецкий языки»; в 1998 году - Московский институт современного бизнеса по специальности «Мировая экономика». В 2001 году получила степень MBA по специальности «Финансы и риск-менеджмент» University of Durham Business School, Великобритания. Начала свою карьеру в 1998 году в компании «АСБ-Рейтинг», где проработала около 5 лет, в 2002 году заняла должность финансового директора. В том же году стала старшим консультантом компании IM Russia Partners. В 2005-2007 годах занимала должность руководителя отдела по внутренним процессам управления компании SAP в странах СНГ. С 1 апреля 2007 года - Chief Financial Officer SAP СНГ.
- Какие новые методики Вам удалось внедрить?
- Первая - это кредитная политика, то есть условия работы с поставщиками и клиентами. Она разрабатывалась совместно с отделом маркетинга параллельно с ценовой политикой. За основу я взяла принципы кредитной политики банка, в частности определение категорий клиентов и поставщиков, плюс элементы факторинга в части методики расчета лимитов, и адаптировала их к бизнес-модели компании.
Мой второй проект был связан с методикой Activity Based Costing, знания о которой я черпала в том числе из журнала «Финансовый директор». Я довольно хорошо изучила этот метод в теории и понимала его плюсы и минусы. Элементы ABC я применяла для решения конкретных задач, например при формировании трансфертных цен для филиалов. Нам нужно было предложить объективный механизм для оценки рентабельности филиалов и показать пути управления ею.
Третий проект - создание модели факторного анализа финансово-экономической деятельности на основе ROI (модель DuPont) в совокупности с EVA. Этот инструмент позволил руководителям подразделений продаж управлять эффективностью через оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а финансовым подразделениям - управлять бюджетом и структурой капитала через финансовый рычаг и портфель кредитования.
- Если у Вас так успешно складывалась работа в «АСБ-Рейтинге», почему же Вы решили уйти из компании?
- Мне всегда хотелось большего, и со временем я поняла, что мечтаю работать в международной корпорации из сферы высоких технологий. Эта область постоянно развивается, а мне всегда нравилось динамичное окружение. Я начала интересоваться индустрией высоких технологий и телекоммуникаций, еще когда получала MBA: последние месяцы обучения я посвятила изучению вопросов управления, финансовой стратегии и риск-менеджмента в пяти ведущих европейских телекоммуникационных компаниях.
- А каким образом Вы оказались в компании SAP?
- Я рассматривала три компании, но когда меня пригласили на позицию внутреннего консультанта именно в SAP, то сразу согласилась. Эта была управленческая позиция, на которой я вместе с COO (Chief Operational Officer) должна была реализо-вывать программу изменений различных аспектов деятельности компании.
На тот момент для меня важнее была не должность, а окружение, в котором я буду работать. К тому же эта позиция сразу давала возможность разобраться в том, как функционирует компания, многому научиться и создать задел для будущей карьеры в SAP.
- У Вас были определенные ожидания, связанные с работой в международной компании. Насколько они совпали с реальностью?
- SAP превзошел мои ожидания, и это не реклама. Несмотря на то что это транснациональная корпорация, она оказалась более прозрачной и гибкой, чем я предполагала, и абсолютно творческой. У нас приветствуются новые идеи как в технологиях, так и в методах управления, а сотрудники могут реально повлиять на ситуацию. Серьезный плюс глобальной корпорации - доступность информационных ресурсов и знаний: всегда можно у кого-то проконсультироваться, у кого-то поучиться.
- Как Вы перешли на позицию CFO?
- Меня назвали кандидатом на эту должность за год до назначения. Поэтому в течение всего этого периода я завершала работу в старой должности, искала преемника на свое место и вводила его в курс дела. Помимо этого, проходила шестимесячный тренинг для знакомства с работой всех финансово-административных подразделений компании. Я вступила в новую должность 1 апреля этого года, однако уже с начала года мы вместе с предыдущим CFO работали, например, над закрытием квартала и в нескольких проектах.
- Какие подразделения входят в финансово-экономическую службу SAP?
- У нас нестандартная для российских компаний структура. В ФЭС входят подразделение контроллинга, которое занимается управленческим учетом, финансовым анализом и бизнес-планированием, отдел финансового учета и бухгалтерия, на которую возложены казначейские функции и налоговый учет. Кроме того, есть контрактный отдел и отдел US GAAP, который совместно с юридической службой занимается вопросами оформления сделок и учетом оборотов от продажи лицензий. В подчинении CFO находятся еще подразделение стратегического консалтинга, риск-менеджмент и подразделение, контролирующее соблюдение требований акта Сарбейнса - Оксли, а также хозяйственно-административный отдел.
- Что из сделанного в профессии Вы можете занести в своей актив?
- Наверное, те проекты, которые мне удалось реализовать в «АСБ-Рейтинге» и в начале своего пути в SAP. Нельзя сказать, что все удалось на 100%, но тем не менее мне кажется, что большую часть из намеченного я осуществила.
Сегодня к своим достижениям я пытаюсь добавить построение сильной команды профессионалов, потому что очень многое зависит от людей. Чтобы деятельность компании, в том числе и финансовая, была успешной, люди должны получать удовлетворение от работы, она не должна быть для них источником стресса. Над этим я сейчас и работаю.
Совет начинающему финансовому директору от Елены Шишкиной
Следует как можно быстрее определить для себя основные задачи, которые необходимо решить, и правильно расставить приоритеты, то есть сосредоточиться на том, что максимально важно для компании в целом. Затем нужно понять, какие ресурсы есть для решения задач, и распорядиться ими как можно эффективнее. И еще: очень важно воспринимать финансы не как бэк-офис, а как ключевую бизнес-функцию.
- Что бы Вы изменили в своей карьере?
- Хотелось бы все делать чуть быстрее. Нужно было бы раньше найти себя в профессии, раньше начать заниматься финансами. Сейчас мне не хватает того технического опыта, который позволил бы сказать: да, я занималась учетом, я делала это своими руками. Я многое делала сама, но больше из управленческой области. Мне кажется также, что стоило бы чуть раньше начать получение сертификата АССА, на что сейчас катастрофически не хватает времени.
- Какими качествами, на Ваш взгляд, необходимо обладать, чтобы построить успешную карьеру?
- Безусловно, это компетентность в профессиональной сфере и умение общаться с людьми. На позиции финансового директора это особенно важно. Конечно, удобнее сосредоточиться на табличках и цифрах и больше ни на что не обращать внимания. Но если не уметь общаться с людьми, есть опасность замкнуться в профессии и не замечать происходящего вокруг. Второе - это высокая работоспособность и энергия, которых должно хватать не только на себя, но и на окружающих. Ну и, конечно же, нужно уметь находить баланс между работой, семьей и качественным отдыхом.
По материалам FD.ru