Озава дирижирует Бостонским симфоническим оркестром. Записано в 1976 г., т.е дирижер был еще достаточно молод. Я помню его концерты в Москве в июне 1973 г., но тогда он выступал с оркестром Сан-Франциско
( Read more... )
И всё же я больше всего ценю исполнение А. Князева и М. Шостаковича (1996 г.). У меня на кассете, как-то записал с "Орфея" давно. Не знаю, может в ютубе есть? Не смотрел.
Ни в одном другом сочинении Шостаковича в генеральной кульминации нет такого мощного, гениального синтеза шутовского и трагического, смешного и страшного. Действительно, уровень Шекспира или Достоевского.
Но все же смешное я не слышу в этой кульминации. Все остальное названное Вами - да. Смешное, впрочем, иногда встречается в концерте в других фрагментов. Однако это смешное, как у Шостаковича нередко бывает, со зловещими оттенками.
Точно про финал написали. Я запись с Одзавой не слышал, у меня со Светлановым. Слушал этот концерт пару месяцев назад и порадовался тому, что смог получить удовольствие от этой музыки без потери настроения.
Но ведь действительно, помимо всего прочего, это удивительно красивая музыка, особенно в медленных разделах. Красота, воздух, простор - но северный, пасмурный.
Совершенно верно. Но до недавнего времени прослушивание 126-го непременно оставляло в сухом остатке очень тягостное ощущение. Такое, что не очень хотелось возвращаться, несмотря на красоту музыки. А вот пару месяцев назад получилось и в концерте и в альтовой сонате насладиться красотами без "побочных эффектов".
В этой музыке, как в истинной трагедии, есть катарсис. Я еще в юности был потрясен этой музыкой (не первым исполнением в день 60-летнего юбилея, которое транслировали по ТВ и запись тут выложена; тогда в 15 лет я, конечно, ничего не понял, но потом, года через 4), но она никогда меня не угнетала. Но трагедия жесткая, и если сравнивать с Шекспиром, то даже не с "Гамлетом", а с "Королем Лиром". Помните слова Лира:
Нет, нет! Пускай нас отведут скорей в темницу. Там мы, как птицы в клетке, будем петь. Ты станешь под мое благословенье, Я на колени, стану пред тобой, Моля прощенья. Так вдвоем и будем Жить, радоваться, песни распевать, И сказки сказывать, и любоваться Порханьем пестрокрылых мотыльков. Там будем узнавать от заключенных Про новости двора и толковать, Кто взял, кто нет, кто в силе, кто в опале, И с важностью вникать в дела земли, Как будто мы поверенные божьи. Мы в каменной тюрьме переживем Все лжеученья, всех великих мира, Все смены их, прилив их и отлив.
Это вот как тот самый каданс "в стиле рококо" в финале.
Давно ищу эту запись.ext_6066617May 15 2022, 16:52:51 UTC
А кстати: не подскажете ли, где можно раздобыть эту запись данного исполнения (имеется в виду исполнение 2-го виолончельного концерта соч.126 Дмитрия Шостаковича А. Князев М. Шостакович (1996 г))? У меня эта запись тоже была когда-то на кассете, и тоже с радио Орфей записывал. И стёр зачем-то, и до сих пор об этом жалею... Если найдёте, то буду очень рад))).
Comments 22
Reply
Не знаю, может в ютубе есть? Не смотрел.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Помните слова Лира:
Нет, нет!
Пускай нас отведут скорей в темницу.
Там мы, как птицы в клетке, будем петь.
Ты станешь под мое благословенье,
Я на колени, стану пред тобой,
Моля прощенья. Так вдвоем и будем
Жить, радоваться, песни распевать,
И сказки сказывать, и любоваться
Порханьем пестрокрылых мотыльков.
Там будем узнавать от заключенных
Про новости двора и толковать,
Кто взял, кто нет, кто в силе, кто в опале,
И с важностью вникать в дела земли,
Как будто мы поверенные божьи.
Мы в каменной тюрьме переживем
Все лжеученья, всех великих мира,
Все смены их, прилив их и отлив.
Это вот как тот самый каданс "в стиле рококо" в финале.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment