Римско-германский музей Кёльна (
Römisch-Germanisches Museum) - один из важнейших культурных объектов города, куда надо обязательно пойти даже при кратковременном визите.
В этом сообщении покажу мозаики и ассоциированные с ними фрагменты настенной живописи, которые украшали дома римской знати, обитавшей на месте современного города.
1) "Дионисийская мозаика" (III век)
Эту большую напольную мозаику можно увидеть даже с улицы: она находится при входе, ниже по лестнице.
Посмотрим на некоторые отдельные изображения.
("Сатир и менада")
(Павлин, держащий в клюве некий плод)
(Фавн верхом на льве)
(Птицы-возницы)
(Уточка)
При повороте изображения мы видим еще одну пару сатира и менады, а также козлоногого сатира с козлом как таковым:
А тут менада, сопровождаемая сатиром, держит в руках тимпан (теперь мы назвали бы этот инструмент бубном):
Птицы везут тележку с плодами и листьями:
Собака:
Здесь мы видим менаду с кифарой, а сатира с флейтой (тибией):
Но необходимо увеличить, чтобы нормально рассмотреть.
А ниже менада играет на чудном инструменте (как бы двойная флейта), точно назвать который я не могу:
Эту мозаику с птицей, везущей тележку, мы уже видели, но при повороте изображения между двумя парами менад и сатиров можно увидеть сатира, играющего на сиринксе:
Теперь живопись, украшающая стены помещения (тогда как мозаика украшала пол).
Впрочем, здесь настенной живописи очень мало, и мы перейдем к другой мозаике, называемой
2) "Мозаикой философов"
Аристотель (эта мозаика была добавлена взамен утраченной древней в 1850 г.) и Хилон из Спарты:
Слева от Аристотеля можно разглядеть Софокла.
Платон (тоже реновация 19 века), а чуть выше Сократ:
Вот Сократ крупнее:
Ниже слева -
Клеобул.
Изображение последнего крупнее:
Не все мудрецы, которые там изображены (помимо тех, кто показан: Фалес, Биант, Питтак, Солон), попали ко мне в кадр, но в центре можно разглядеть Диогена в бочке:
И здесь очень богатая настенная живопись.
Не правда ли: эти цветочки очаровательны. А внизу видна пантера и всадник.
А здесь, я думаю, изображен сам Дионис, а под ним козлоногий сатир между двумя большими чашами:
Опять-таки рекомендуется увеличить.
Цветы, показанные выше, крупнее. Пантера оказалась львом, но лев, согласно классификации, тоже пантера.
Вот такая пирамида, увенчанная фигурой Диониса:
Фавны, большие и маленькие:
Это, я полагаю, Деметра:
Этих львиц я уже показывал в своей первой кёльнской записи, но они прекрасны. Можно еще раз показать:
Еще немного:
Последняя мозаика не имеет отношения к большой напольной мозаике философов. Она относится к другой комнате того дома, где была обнаружена "Дионисийская мозаика", и, как полагают, в центре было изображение Эпикура, почти полностью утраченное.
Выходим, как и входили:
То, что мы видим, является большим мавзолеем Люция Публиция из Терентины (Италия). Он был ветераном 5-го легиона, ушел в отставку после 25-летней службы, получил плату, эквивалентную оплате 13-летней службы, что позволило ему заняться предпринимательством и соорудить для себя мавзолей, воздвигнутый около 40 г. н.э. Он изображен здесь (статуя вверху) не как воин, но как римский гражданин в кругу своей семьи.
Другие ракурсы:
Интересно: козлоногий и козлорогий сатир и театральная маска (?). Смерть и вакханалия, как в конце 3 действия 2 части "Фауста".
Загадочное изображение!
Именно под этим мавзолеем находится "Дионисийская мозаика".
Напоследок взглянем на собор из музея: