Вернемся в Италию. Надо всё-таки закончить этот непомерно растянувшийся сериал (у меня было сильное желание оставить его как есть и про последние два дня нашей поездки ничего не писать).
4 февраля, воскресенье
В 14.20 поезд до Рима, куда мы возвращались на одну ночь.
У нас после выписки из отеля оставалось несколько часов и мы поехали в центр, чтобы посетить церковь S. Maria Donnaregina Vecchia. История и структура церкви наиболее подробно описана в
итальянской википедии, хотя и там информация весьма скудная.
В этот день Везувий впервые показал нам своё чело:
![](https://farm5.staticflickr.com/4776/25937590067_0ef8cc23b5_c.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4785/25937718137_766d78a3e8_c.jpg)
Приехали, подошли к воротам Св. Януария с фреской Маттиа Прети
![](https://farm5.staticflickr.com/4786/25937589707_28325a4e1c_c.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4788/25937589497_db10d15f03_c.jpg)
и направились, повернув сразу налево, к via di Duomo.
![](https://farm5.staticflickr.com/4786/25937589077_57e7b188d8_c.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4778/40808942761_1996d38f39_c.jpg)
Вышли на эту прямую, как стрела улицу
![](https://farm5.staticflickr.com/4772/25937588367_26e1248219_c.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4776/40808942181_2e332f9acb_c.jpg)
и, немного не доходя до собора, свернули налево, чтобы войти в церковь, сперва в новую (S. Maria Donnaregina Nuova), барочную, а потом через дворик, в старую, готическую.
Посмотрим извне:
![](https://farm5.staticflickr.com/4794/40767186902_24b4d1d8da_c.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4788/39914125255_d2758266be_c.jpg)
С точки зрения архитектуры ничего особенного.
Вход платный (не помню уж сколько), причем предупредили, что фотографировать нельзя. Барокко я и не фотографировал, а когда мы вошли в старую церковь, особенно когда поднялись наверх, на монашеские хоры, то я, поняв, что никакого надзора нет, стал снимать. Точнее, мы снимали на пару с сыном. Но времени у нас было мало, мы всё же побаивались, что нас засекут за запрещенными съемками, несколько торопились, и снимки не очень удачные. К тому же опять-таки не было времени разбирать надписи (очень подробные) на информационных стендах, но некоторые из них я сфотографировал и поэтому могу сейчас что-то прокомментировать.
В сущности, достаточно подробно я могу показать и прокомментировать только капеллу Лоффредо, где до 18 века покоились останки некоторых членов этой знатной семьи, которые потом были перенесены в новую церковь, где находятся до сих пор.
В капелле мы можем видеть достаточно хорошо сохранившиеся фрески 14 века, принадлежащие неизвестному художнику, испытавшему, как написано в википедии, несомненное влияние Джотто и византийского стиля. Кстати, в английской википедии фрески 14 века в церкви приписаны Каваллини и его мастерской, но в итальянской и на информационных стендах всюду указаны анонимы.
Посмотрим:
![](https://farm5.staticflickr.com/4773/26939233978_7563d856a5_b.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4785/40767182582_a35d1f1585_b.jpg)
На сводах изображены апостолы Петр и Павел.
![](https://farm1.staticflickr.com/793/26959217368_670549c0e5_b.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4782/26939233458_aa38e1b4ff_b.jpg)
Здесь наверху видна фигура ангела из общей композиции Благовещения (Мадонна - в противоположном конце арки), а под ним Мадонна с младенцем в окружении святых (каких, не сказано).
Вот и фигура Мадонны (вверху), частично утраченная:
![](https://farm5.staticflickr.com/4783/26939233108_06a18ce4d3_b.jpg)
На правой стене капеллы показаны сцены из жизни евангелиста Иоанна.
![](https://farm5.staticflickr.com/4786/26939232868_928c23f63c_b.jpg)
А именно (сверху вниз): "Воскресение Друзианы" (в люнете), "Пытка Св. Иоанна в кипящем масле" (слева) и "Св. Иоанн пьет яд и остается невредимым" (справа), "Крещение Аристодема" (слева) и "Св. Иоанн воскрешает двух юношей, выпивших яд".
На левой стене капеллы над дверью фрески показывают сцены из жизни Св. Франциска Ассизского.
![](https://farm5.staticflickr.com/4771/26939232388_cf5a023571_b.jpg)
"Св. Франциск получает стигматы" и "Св. Франциск проповедует птицам".
Покажу фотографии, сделанные сыном:
![](https://farm5.staticflickr.com/4778/40767300152_6a6626b2a9_c.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4771/39914206765_b1dc7009dd_c.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4771/26939326018_4de9ca7554_b.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4777/26939325378_c6961af32d_b.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4783/25937719277_be3dc6fa2b_c.jpg)
Войдем теперь на монашеские хоры.
![](https://farm5.staticflickr.com/4795/40808940311_7963657259_c.jpg)
Здесь, конечно, наш взор поражают стены, почти сплошь расписанные фресками (14 век). Особенно огромная многочастная композиция "Страстей".
![](https://farm5.staticflickr.com/4776/26939323828_44ace0fdda_b.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4781/25937721107_5c7ef385ba_b.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4777/25937721297_1dd649aee3_b.jpg)
И "Страшный суд" напротив абсиды:
![](https://farm5.staticflickr.com/4785/26939321758_630843cc4a_b.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4772/25937720167_6f3228ea25_b.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4777/26939323338_a6c59bb02b_b.jpg)
Особенно следует вглядеться в трубящих ангелов (увеличив изображение).
![](https://farm5.staticflickr.com/4795/25937719657_d5007c4fec_b.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4774/40808940131_30bccfa6f9_b.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4779/40828099531_0beee4cf10_b.jpg)
Если посмотреть с хоров вниз, то можно увидеть две почти идентичные фрески "Распятия" 14 века:
![](https://farm5.staticflickr.com/4778/26939324138_eee4b67abc_b.jpg)
Более поздние работы (16 век).
"Мученичество Св. Урсулы":
![](https://farm5.staticflickr.com/4772/40767182292_a26d0aeb64_b.jpg)
(1520 г., приписывается Франческо де Толентино)
"Поклонение волхвов":
![](https://farm5.staticflickr.com/4780/26939231208_c7418180b2_b.jpg)
(Неизвестный автор, первая половина 16 века.)
Вот прекрасные фрески, напоминающие Пинтуриккьо, но, к сожалению, фотография информационного стенда расплылась, и я ничего не могу сказать конкретного.
![](https://farm5.staticflickr.com/4788/26939230998_b870afd413_b.jpg)
Великолепный потолочный рельеф "Коронование Марии", выполненный ломбардским мастером Пьетро Белверте:
![](https://farm5.staticflickr.com/4778/26939231368_0f160b2880_c.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4774/25937585377_e5c373afbf_c.jpg)
Еще несколько фресок треченто.
![](https://farm5.staticflickr.com/4785/26939230358_6deb921c91_b.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4783/26939229998_24240a9a0c_b.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4783/40808938071_f63216f1a7_b.jpg)
Вот эти фрески, видные с хоров, привлекли также мое особое внимание:
![](https://farm5.staticflickr.com/4784/40767189022_23f1169d90_b.jpg)
Можно разобрать имя Св. Фомы, но что за сюжеты, я не знаю.
Капелла, расписанная, судя по всему, в 17 веке и сильно отличающаяся от окружения:
![](https://farm5.staticflickr.com/4779/40808937391_615bbdc839_b.jpg)
Несколько кадров общего плана.
![](https://farm5.staticflickr.com/4776/39914207205_66893e50d9_b.jpg)
Виден край саркофага королевы Неаполя Марии Венгерской.
Вот он весь:
![](https://farm5.staticflickr.com/4776/26939326408_1272aec9e5_b.jpg)
Это работа Тино Кампаньо (1326 г.).
![](https://farm5.staticflickr.com/4794/26939327048_16bf643bb4_b.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4786/40767187362_c248cd34b7_b.jpg)
Дворик между старой и новой церковью:
![](https://farm5.staticflickr.com/4780/40808936531_53b8278765_b.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4794/40767188132_b10aa236ba_b.jpg)
Выходим:
![](https://farm5.staticflickr.com/4794/40808935251_42a7c0dc3d_b.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4795/40767185952_bf6f9a9633_b.jpg)
Мы решили напоследок заскочить в собор.
![](https://farm5.staticflickr.com/4772/40808934471_8a217e6a64_b.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4780/39914127595_cf65bd558e_b.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4782/40808933561_eb56d14d09_b.jpg)
Очень уж захотелось взглянуть снова на мозаики баптистерия. Я почему-то подумал, что сам фотографировал их в первый визит. Оказывается, нет. Если бы вовремя вспомнил, то еще раз всё сам сфотографировал. А так обратил внимание на остатки старых фресок при входе в баптистерий:
![](https://farm5.staticflickr.com/4795/40808933121_cc735836a9_c.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4795/25937578977_63b595a308_b.jpg)
Сделал пару общих планов S. Restituta:
![](https://farm5.staticflickr.com/4788/40808931991_fa4bc38ff5_b.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4778/40808932601_cb0ce83ebe_b.jpg)
И мозаику Лелло ди Орвьето:
![](https://farm5.staticflickr.com/4784/25937578327_8a44fb26d1_b.jpg)
Всё: уезжаем из Неаполя.
![](https://farm5.staticflickr.com/4785/25937718137_766d78a3e8_b.jpg)
![](https://farm5.staticflickr.com/4772/40767181732_669f346bd9_b.jpg)
PS. Первый мой опыт использования фликра почти в режиме Я-фоток. Все фотографии кликабельны и увеличиваемы.