Еще давно я обещал показать интерьер этой грандиозной базилики:
Выполняю обещание, хотя и не полностью. То есть речь пойдет лишь о некоторых объектах интерьера.
Историю создания базилики, равно как и легенду о явлении Богоматери апостолу Иакову на берегу Эбро можно найти в
русской википедии (очень мало), в
испанской (весьма подробно), а также в
английской (собственно о явлении Богоматери апостолу, проповедовавшему Евангелие в этом, тогда еще языческом, районе Испании, сокрушавшемуся от малого числа обращенных и увидевшем Мадонну на колонне, среди ангелов, что по преданию имело место 12 октября 40 г. н.э. ).
Показ интерьера базилики начну с ее, по-видимому, самого выдающегося произведения: ретабло главного алтаря.
Это ретабло из полихромного алебастра, покрытого древесной пылью, выполнено мастером Дамианом Форментом с 1515 по 1518 годы. Оно посвящено эпизодам жизни Богоматери.
В главной части мы видим три композиции: Успение (и Вознесение) Мадонны - в центре, Введение во храм (слева) и Рождество Марии (справа).
Композиции пределлы:
Слева направо: 1) Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот, 2) Благовещенье, 3) Встреча Марии и Елизаветы, 4) Поклонение пастухов, 5) Поклонение волхвов, 6)Оплакивание Христа (Пьета) и 7) Воскресение.
Фрагмент крупнее:
Слева от изображений пределлы мы видим (в арке) Св. Иакова,
а справа Св. Браулио Сарагосского, епископа Сарагосы с 631 по 651 годы и канонизированного в 1809 г.
В целом, стиль ретабло характеризуется как готика с ощутимыми признаками Ренессанса.
Взгляд на алтарь издалека:
И обратная перспектива:
Точно напротив главного алтаря находится главный орган базилики, но о нем позже.
Сейчас же приблизимся к святая святых всего храма: Святой Капелле Колонны (La Santa Capilla del Pilar).
Эта капелла, построенная по проекту Вентуры Родригеса (Ventura Rodriguez) с 1750 по 1765 год, является истинным шедевром испанского барокко. Именно тут находится главная реликвия базилики: небольшая статуэтка Мадонны на колонне (14 век). На снимках справа можно видеть белый усеченный конус, на котором и стоит изображение Пресвятой Девы. Я не мог сфотографировать это вблизи, так как в капелле сидело немало людей, сосредоточенно молившихся, и мне было неудобно приближаться к святыне, чтобы сфотографировать ее, тем более, что наше "вторжение" и праздный интерес встретили явное неодобрение некоторых из присутствующих.
Надо заметить, что образ Мадонны на Колонне можно видеть в разных церквях Испании, особенно тех, которые посвящены Св. Иакову. Об одной из таких церквей в Малаге я как-то
писал. Она знаменита прежде всего тем, что в ней крестили Пабло Пикассо.
За капеллой под специальным стеклом находится фрагмент той колонны, на которой Иакову явилась Пресвятая Дева:
Следует преклониться и поцеловать этот образ.
Теперь посмотрим поближе на главный орган.
Войти за решетку, которая сама по себе великолепна, и разглядеть хоры было нельзя.
Орган был построен мастером Гильермо де Лупе (Guillermo de Lupe) и его сыном Гаудиозо между 1595 и 1602 годами. Точнее, этот орган является реконструкцией более старого органа, построенного Мартином де Кордова в 1537 г. с целью превзойти инструмент в Кафедральном соборе Сан Сальвадор (La Seo).
В базилике есть и другие органы, поменьше.
Теперь немного о живописных работах.
Конечно, самая знаменитая среди них - фресковая роспись одного из куполов, выполненная Гойей в 1780 г. Я показывал раньше этот купол, но покажу еще:
Но покажу еще подготовительные эскизы в масле (к сожалению, фотографии неудачны):
(Купировать отражения в стекле было невозможно.)
Композиция Гойи носит название Царицы Мучеников (Regina Martirum). Но свободная, "неакадемическая" манера Гойи не пришлась по вкусу заказчикам (церковникам), и остальные купола и своды были расписаны шурином Гойи Франсиско Байеу и его братом Рамоном. Они же еще в 1772 году продолжили работу по росписям, начатую Антонио Гонсалесом Веласкесом в 1752 году.
Из других живописных работ мое внимание привлекла вот такая картина, изображающая встречу Марии и Елизаветы:
Но узнать имя художника, а также время написания я не смог.
Несомненный интерес представляет капелла Св. Иоанна Крестителя.
Образ святого выполнен в 1700 году и приписывается Грегорио де Меса. Большие картины на боковых стенах представляют "Пророчество Иоанна Крестителя на берегу Иордана" (справа) работы Пабло Феликса Рабиело и Санчеса и "Явление Мадонны" (слева), принадлежащее возможно Херонимо Лориери.
Правая картина видна плохо, но даже так можно заметить выразительную пластику рук.
В капелле также находится Распятие, называемое Santo Cristo del Pilar, выполненное в стиле андалусийского барокко в 17 веке.
Еще некоторые детали.
Пол:
Дверь:
И вот такой прекрасный рельеф:
Но кто автор и время, я не знаю.
Выйдем.
И напоследок посмотрим с моста через Эбро, но уже поздним вечером, когда стало темно:
PS. Двухтысячная запись. Юбилей. :)