В этом блистательном музее есть огромный отдел, в котором представлены произведения живописи каталанских и андоррских мастеров с 11 по 13 век. В основном это переведенные на холст фрески, но есть и картины (на дереве), скульптуры. Эта коллекция поистине уникальна. В Прадо (Мадрид) есть небольшой зал, в котором также можно видеть перенесенные на холст фрески романской эпохи из церкви Истинного Креста в Сеговии, но только один зал. А в Барселоне огромный отдел.
Все произведения, о которых пойдет речь, были открыты в начале 20 века, а фрески, в целях их наилучшего сохранения, были переведены на холст (где-то до середины 20 века, как и в Мадриде) и размещены в музее.
Мы были в этом музее 12 июля прошлого года, и я тогда почти все сфотографировал именно в отделе романской живописи. Это был второй наш визит в барселонский музей, но в январе 15-го года романская экспозиция оказалась недоступной по каким-то причинам.
Попробую начать показ некоторых работ. Но у меня более 200 фотографий, и в один пост это не уляжется. Но постепенно постараюсь показать всё.
Здесь покажу только фрески. От комментариев по поводу сюжетов, за редким исключением, воздерживаюсь.
(Абсида и алтарь Кафедрального собора Св. Петра в Уржеле, 2-я четверть 12 века)
Росписи арок и стен из церкви Св. Иоанна из Бои (1100 г.):
Необыкновенно выразительное "Побивание Св. Стефана камнями" из той же церкви:
Идем дальше.
Покажу музейную табличку с фотографией церкви. Кто читает по-испански или по-каталански, может почерпнуть важную информацию.
Кстати, все церкви, живопись которых представлена в музее, находятся в горах, в Пиренеях.
А вот изумительные апостолы из Ажера: Фаддей (Tadey) и Иаков(Jaume; церковь Св. Петра в Ажере, конец 11 - нач. 12 вв.):
Далее мы видим абсидальные росписи из церкви Св. Квирисы из Серкса (L'esglesia de Sant Quirize de Pedret; Cercs, Bergueda, конец 11 - нач. 12 вв.).
Абсида церкви Св. Петра в Бургале (то же время):
Апостолы из Оркау (церковь Св. Марии из замка Оркау, 1-я половина 12 в.):
Абсида церкви S. Maria d'Aneu (конец 11 - начало 12 в.):
Женщина-донатор из той же церкви:
Далее мы видим весьма неважно сохранившиеся фрески из абсиды капеллы Св. Михаила из замка Мармельяр (capella de Sant Miquel del castel de Marmellar):
Абсида церкви S. Maria de Ginestarre (2-я половина 12 в.):
Абсида и алтарь церкви Св. Павла из Эстери де Кардос (S. Pau d'Esteri de Cardos, 2-я половина 12 в.):
А вот один из самых замечательных экспонатов: фрески церкви Св. Климента из Таюля:
Опять приведу музейную табличку:
Закончить же эту публикацию хочу показом самых поразительных фресок из церкви S. Maria из того же Таюля (1123 г.).