Попробую показать нечто из интерьера Старого собора Саламанки. Снаружи я его, как и Новый собор, показывал (можно смотреть по метке "Саламанка"). Замечу, что интерьер Старого собора - один из самых впечатляющих среди тех, что мне удалось видеть в Испании.
Наиболее подробный материал в сети содержится в
испанской Википедии, а на русском языке могу сослаться вот на
такой ресурс.
При подготовке этого сообщения я использовал также краткий гид по соборам Саламанки, написанный Марсиано Ресио Эскрибано (изд. edilesa, 2005).
Вступая в Старый собор из Нового, справа видите вход в капеллу Св. Мартина:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/109344/93251064.8e/0_17be2a_a7d60523_XL.jpg)
На фреске над входом изображен Св. Мартин, отдающий половину плаща нищему. Но в капеллу Св. Мартина мы еще вернемся, а сейчас сосредоточимся на главной достопримечательности интерьера: великолепном Главном алтаре (Retablo Mayor), выполненном в 15 веке итальянскими мастерами.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/218579/93251064.8e/0_17be2c_4655387_XL.jpg)
В конхе абсиды находится фреска, изображающая Страшный суд:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/212758/93251064.8f/0_17bf0e_f8cf2808_XL.jpg)
Утверждается, что эта фреска имела влияние на Микеланджело, когда он расписывал Сикстинскую капеллу.
Чуть крупнее и фрагмент справа, где изображена страшная пасть Ада:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/197102/93251064.8e/0_17be2d_a3e4afd0_XL.jpg)
![](https://farm2.staticflickr.com/1906/44507626624_4ec0c36e8a_c.jpg)
Собственно же ретабло содержит 53 картины (не считая пределлы) со сценами из жизни Девы Марии и Христа. Чтобы осмыслить эти изображения, рекомендуется продвигаться по ним снизу вверх и слева направо. Я далек от того, чтобы комментировать все сюжеты (это и "физически" невозможно в заданных рамках ЖЖ-сообщения), но на некоторые могу обратить внимание.
Вот здесь (первый ряд снизу, слева) можно различить сюжеты "Рождества Марии", "Свадьбы Марии и Иосифа", "Благовещенья", "Встречи Марии и Елизаветы". Сюжет перед пьедесталом статуи Богоматери мне неясен.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/217607/93251064.8e/0_17be31_6f696505_XL.jpg)
Идем дальше по тому же ряду вправо. Видим "Поклонение волхвов", "Сретение" и "Бегство в Египет":
![](https://farm2.staticflickr.com/1964/31356270188_50864119d1_c.jpg)
![](https://farm2.staticflickr.com/1970/31356270298_71a9d9558e_c.jpg)
Поднимаемся:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/98050/93251064.8e/0_17be30_a140912_XL.jpg)
Здесь я могу идентифицировать сюжеты "Крещения", "Искушения Христа сатаной", "Хождения по водам", изображения чудес, далее (в самом верху): "Вход Господень в Иерусалим", "Тайная вечеря", "Омовение ног", "Моление о чаше".
Несколько крупнее:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/51393/93251064.8f/0_17be67_33252113_XL.jpg)
Еще выше:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/50526/93251064.8e/0_17be2f_31c2cf7d_XL.jpg)
Здесь в самом верхнем ряду: "Распятие", "Положение во гроб", "Воскресение", "Ангел у пустой гробницы", "Noli me tangere", "Вознесение".
По фрагментам:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/51393/93251064.8f/0_17be65_5a5f45bb_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/51393/93251064.8f/0_17be66_14f46b23_XL.jpg)
Закончу таким кадром:
![](https://farm2.staticflickr.com/1947/31356270518_5013f3196a_c.jpg)
Здесь отчетливы "Распятие", "Снятие с креста", а также "Сошествие Святого Духа на апостолов" (над "Распятием"), "Мадонна во славе".
Конечно, это Ретабло надо изучать подробно на месте. Но увы!
Теперь обратимся к некоторым архитектурным деталям.
Основания колонн указывают на романский стиль первоначального архитектурного решения:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198976/93251064.8e/0_17be36_2ca1e036_XL.jpg)
Готика усматривается в сводах и арках:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/25921/93251064.8e/0_17be37_e570366_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/194550/93251064.8e/0_17be38_e90057a7_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195637/93251064.8e/0_17be39_8a61d076_XL.jpg)
Как и вообще в испанских церквях, следует всматриваться в капители колонн, являющиеся, как и их основания, приметой романской архитектуры.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/99562/93251064.8f/0_17be58_a6035b2e_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/93917/93251064.8f/0_17be59_1833797c_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/55905/93251064.8f/0_17be5a_5d5f1501_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/41743/93251064.8f/0_17be5b_f2e0ebd8_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/195431/93251064.8f/0_17be5c_85e32d0f_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/94596/93251064.8f/0_17be5d_c07a4293_XL.jpg)
Теперь войдем в капеллу Св. Мартина. Она была построена в 13 веке. Ее основатель - епископ Педро Перес, умерший в 1262 году. Этим же годом датируется фреска, принадлежащая Антону Санчесу де Сеговия и изображающая музицирующих ангелов и святых Иоакима и Анну. Рядом на стене можно видеть фреску Страшного суда:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/169608/93251064.8f/0_17c073_c7eea020_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/225029/93251064.8f/0_17be5f_8b3bc8d4_XL.jpg)
Меня удивляет, что в кадр не попал правый край фрески со Св. Иоакимом и Анной. Может быть, я не смог снять ее фронтально из-за ограждения и вплотную нельзя было подойти? Я не помню. В качестве компенсации могу только показать репродукцию в гиде:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/196081/93251064.8f/0_17c074_3aa1e007_XL.jpg)
Еще одна важная достопримечательность капеллы - гробница епископа Родриго Диаса, умершего в 1339 году:
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/198786/93251064.8f/0_17be60_9ff3d8ed_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/113961/93251064.8f/0_17be5e_26e9b37a_XL.jpg)
На этом прервемся. В следующей части посмотрим на фрески основного помещения собора, гробницы церковных иерархов и отпрысков королевских семей, некоторые другие артефакты, а потом выйдем в клуатр, чтобы посмотреть его капеллы.