Саламанка - Старый Кафедральный собор (Catedral Vieja): интерьер

Jan 06, 2017 18:00

Попробую показать нечто из интерьера Старого собора Саламанки. Снаружи я его, как и Новый собор, показывал (можно смотреть по метке "Саламанка"). Замечу, что интерьер Старого собора - один из самых впечатляющих среди тех, что мне удалось видеть в Испании.
Наиболее подробный материал в сети содержится в испанской Википедии, а на русском языке могу сослаться вот на такой ресурс.
При подготовке этого сообщения я использовал также краткий гид по соборам Саламанки, написанный Марсиано Ресио Эскрибано (изд. edilesa, 2005).
Вступая в Старый собор из Нового, справа видите вход в капеллу Св. Мартина:




На фреске над входом изображен Св. Мартин, отдающий половину плаща нищему. Но в капеллу Св. Мартина мы еще вернемся, а сейчас сосредоточимся на главной достопримечательности интерьера: великолепном Главном алтаре (Retablo Mayor), выполненном в 15 веке итальянскими мастерами.




В конхе абсиды находится фреска, изображающая Страшный суд:




Утверждается, что эта фреска имела влияние на Микеланджело, когда он расписывал Сикстинскую капеллу.
Чуть крупнее и фрагмент справа, где изображена страшная пасть Ада:






Собственно же ретабло содержит 53 картины (не считая пределлы) со сценами из жизни Девы Марии и Христа. Чтобы осмыслить эти изображения, рекомендуется продвигаться по ним снизу вверх и слева направо. Я далек от того, чтобы комментировать все сюжеты (это и "физически" невозможно в заданных рамках ЖЖ-сообщения), но на некоторые могу обратить внимание.

Вот здесь (первый ряд снизу, слева) можно различить сюжеты "Рождества Марии", "Свадьбы Марии и Иосифа", "Благовещенья", "Встречи Марии и Елизаветы". Сюжет перед пьедесталом статуи Богоматери мне неясен.




Идем дальше по тому же ряду вправо. Видим "Поклонение волхвов", "Сретение" и "Бегство в Египет":






Поднимаемся:




Здесь я могу идентифицировать сюжеты "Крещения", "Искушения Христа сатаной", "Хождения по водам", изображения чудес, далее (в самом верху): "Вход Господень в Иерусалим", "Тайная вечеря", "Омовение ног", "Моление о чаше".

Несколько крупнее:




Еще выше:




Здесь в самом верхнем ряду: "Распятие", "Положение во гроб", "Воскресение", "Ангел у пустой гробницы", "Noli me tangere", "Вознесение".

По фрагментам:






Закончу таким кадром:




Здесь отчетливы "Распятие", "Снятие с креста", а также "Сошествие Святого Духа на апостолов" (над "Распятием"), "Мадонна во славе".
Конечно, это Ретабло надо изучать подробно на месте. Но увы!

Теперь обратимся к некоторым архитектурным деталям.
Основания колонн указывают на романский стиль первоначального архитектурного решения:




Готика усматривается в сводах и арках:








Как и вообще в испанских церквях, следует всматриваться в капители колонн, являющиеся, как и их основания, приметой романской архитектуры.














Теперь войдем в капеллу Св. Мартина. Она была построена в 13 веке. Ее основатель - епископ Педро Перес, умерший в 1262 году. Этим же годом датируется фреска, принадлежащая Антону Санчесу де Сеговия и изображающая музицирующих ангелов и святых Иоакима и Анну. Рядом на стене можно видеть фреску Страшного суда:






Меня удивляет, что в кадр не попал правый край фрески со Св. Иоакимом и Анной. Может быть, я не смог снять ее фронтально из-за ограждения и вплотную нельзя было подойти? Я не помню. В качестве компенсации могу только показать репродукцию в гиде:




Еще одна важная достопримечательность капеллы - гробница епископа Родриго Диаса, умершего в 1339 году:






На этом прервемся. В следующей части посмотрим на фрески основного помещения собора, гробницы церковных иерархов и отпрысков королевских семей, некоторые другие артефакты, а потом выйдем в клуатр, чтобы посмотреть его капеллы.

путешествия, публикации, Саламанка, facebook, Испания

Previous post Next post
Up