В этот раз во Флоренции мы в последний день решили всё же пойти в Капеллу Медичи, где были лишь однажды: в январе 2009 года во время первого путешествия в Италию.
И я был просто поражен взглядом Девы Марии в скульптурной группе, изображающей ее и святых Косьму и Дамиана.
Эти скульптуры находятся на могиле Лоренцо Великолепного и его младшего брата Джулиано, убитого заговорщиками. Их останки, как подписано под пьедесталом, были перенесены из старой Сакристии в новую в 1559 году (а сама надпись сделана в память о 500-летней годовщине со дня рождения Лоренцо - 1 января 1449 г.)
Во взгляде Мадонны полная безнадежность и покорность судьбе.
Впрочем, Микеланджело был, как я понимаю, магом взглядов, и они во многих его скульптурах выражают такой сложный конгломерат чувств, что его почти невозможно передать словами. Тут на лице Мадонны есть оттенок глубочайшей усталости и безразличия. А святые смотрят так, слово читают открытую книгу мучений Младенца.
И я понял, что магию взгляда не передает копия. Именно это нельзя скопировать. Нечто будто бы совершенно неуловимое и невыразимое, но сразу бросающееся в глаза тем не менее, как это произошло со мной сейчас, когда мы опять пришли в Галерею Академии и увидели подлинного Давида. Я было отказался от своей догадки, что при сравнении копии с оригиналом дело во взгляде, но вот недавний визит в Академию просто меня обжёг. Во взгляде Давида сложнейший комплекс, который даже хорошая копия может передать лишь отчасти. Кстати, копия, которая сейчас стоит на Площади Синьории, мне показалась весьма топорной. Даже у нас в музее лучше.
И фотография почти ничего не передает.
Но вернемся в Новую Сакристию Капеллы Медичи. Покажу фотографии всемирно известных скульптур на гробницах Лоренцо II, герцога Урбинского с аллегорическими статуями Рассвета и Сумерек:
("Рассвет")
("Сумерки")
И гробница Джулиано Медичи, герцога Немурского, со статуями Ночи и Дня:
И тоже читаем на лицах. Точнее - Ликах.