B-dur

May 26, 2016 21:16

Так вышло, что вчера и сегодня я подряд слушал три вещи в одной и той же тональности B-dur: Трио op. 97 Бетховена (в исполнении Beaux Arts Trio, вчера), Сонату D. 960 Шуберта (в исп. М. Дальберто) и моцартовский предпоследний квартет (К. 589; Итальянский квартет). И единственное, что объединяет эти сочинения - только тональность (выношу за скобки ( Read more... )

Пуссен, Моцарт_симфонии, живопись, пианисты, blogspot, Бетховен_фортепиано, Моцарт_фортепианный концерт, Моцарт_струнный квартет, Моцарт, моцартофобия, Альфред Эйнштейн, Бетховен_фортепианные трио, Шуберт, Веберн, Бетховен, Гульд

Leave a comment

Comments 26

petrark May 26 2016, 18:48:01 UTC
У Шуберта две B-dur-ные симфонии, абсолютно разные по духу. Видимо, эта тональность совместима с очерь разными смыслами. А первые трио Ор. 97 и сонаты D. 960 действительно родственны, но если у Бетховена это действительно безмятежная пастораль, то в этой сонате Шуберта (причём во всех её частях и в их совокупности) мне слышится нечто потустороннее, уже не от мира сего.

Reply

abel May 26 2016, 18:53:33 UTC
Что смыслы разные, это очевидно. Одно только сопоставление 97-го и 106-го опусов об этом свидетельствует. Но, если мне не изменяет память, семантика B-dur'а иногда характеризуется как "героическое преодоление". Но надо вспомнить и посмотреть литературу.

Reply

abel May 26 2016, 20:20:21 UTC
У Шуберта внутри цикла очень резкий тональный контраст: вторая часть написана в cis-moll, тональности, очень далекой от главной. Возможно, он имел в виду как раз 29-ю бетховенскую сонату, где медленная часть тоже написана в далекой тональности fis-moll.

Reply

abel May 30 2016, 20:03:44 UTC
О семантике тональности B-dur у Бетховена см. монографию Л.В. Кириллиной "Бетховен", том 2, стр. 255 (в связи с анализом сонаты op. 106).

Reply


bgershman May 26 2016, 19:04:21 UTC
Я вот тоже "Эрцгерцога" переслушиваю по следам концерта. И трио Чайковского в разных исполнениях. А сегодня еще и "Элегическое трио" Рахманинова приплелось. Неделя трио у меня.

Reply

abel May 26 2016, 19:08:13 UTC
Бетховенское трио прямо вдруг запело в голове.

Reply


abel May 27 2016, 08:32:35 UTC
На семантику B-dur'а бросает тень семантика параллельного минора (как это замечено Альфредом Эйнштейном по поводу последнего фортепианного концерта Моцарта). Тональность g-moll - традиционная тональность арий lamento в старой итальянской опере. Так что действительно B-dur - это "Post tenebras spero lucem".

Reply


mendelbookinist May 29 2016, 09:24:35 UTC
Сонату и Трио я в разное время уже комментировал у Вас. Сейчас посмотрел свой комментарий к Трио: мда, написано, конечно, несколько высокопарно и наивно, но все-таки это было шесть лет назад. Суть, тем не менее, та же: это сочинение - гимн благородству человеческого духа, его олимпийскому величию, скажем так. Спокойный гимн! Очень люблю это Трио. Соната Шуберта - да, больше из сферы трагического, особенно вторая часть ( ... )

Reply

abel May 29 2016, 12:37:52 UTC
Особенностью этого квартета Моцарта является острая драматизация Менуэта, он оказывается средоточием конфликта. И там не только "растворение в красоте", но и ярко выраженная чувственность, страстность.

Reply

mendelbookinist May 29 2016, 13:01:05 UTC
Боюсь, я никак не могу разглядеть в менуэте ни драматизации, ни конфликтности. И весь квартет мне таковым не кажется, тем более в сравнении с вышеупомянутыми мной произведениями. Может быть, конечно, у Вас другие исполнения. Проблески чувственности - да, встречаются, но все же я склонен расценивать это сочинение как "гений чистой красоты". Чем оно мне, собственно говоря, и нравится.

Reply

abel May 29 2016, 13:17:27 UTC
В средней части Менуэта конфликт выражен предельно остро. Я это сразу почувствовал, когда впервые услышал этот квартет в зале более 40 лет назад. Там же стоны! И какая-то сатанинская пляска. Как это можно не услышать, я не понимаю.
А "чистая красота" - это, может быть, красиво, но является общим местом. Моцартофобы все как один и пищат, что ничего, кроме так называемой чистой (читай - беспредметной) красоты, в этой музыке нет.

Reply


k.589 lika_che71 February 18 2020, 13:41:04 UTC
К.589 - один из моих любимейших квартетов! Чем больше его слушаю, тем больше восхищаюсь (то же самое могу сказать и о К.428). Что касается фрагмента его финала, который мог снискать одобрение Гульда - наверное мог бы, если бы Гульд его послушал. Монсенжон утверждал, что Гульд не знал квартетов Моцарта: "...мы постоянно играли в загадки «что это?», и его незнание было очевидно". Впрочем, это были его, Гульда, проблемы:)

Reply

Re: k.589 abel February 18 2020, 16:25:39 UTC
Не любил он Моцарта, что делать. Зато некоторые его сонаты и другие фортепианные сочинения (например, Фантазию и фугу C-dur, K. 394) играл гениально.

Reply

Re: k.589 lika_che71 February 18 2020, 17:11:17 UTC
никак не могу с Вами согласиться по поводу оценки исполнения Гульдом К.394. На мой взгляд, он играет слишком механистично, а Моцарт и механистичность несовместимы

Reply

Re: k.589 abel February 18 2020, 17:28:58 UTC
Ну, не знаю (насчет механистичности). Зато полифония абсолютно выявлена.

Reply


Leave a comment

Up