Мозаики V века чудом уцелели при пожаре 1823 г.
"От прежней базилики до нас в достаточно хорошем состоянии дошла мозаика триумфальной арки: реставраторы сняли ее со стены и с некоторыми изменениями перенесли на новую. Время создания мозаики V век. Как дает понять надпись на архивольте арки, мозаика исполнена при папе Льве I на средства императрицы Галлы Плацидии: PLACIDIAE PIA MENS OPERIS DECUS HOMME. PATERNI GAUDET. PONTIFICUS STUDIO SPLENDERE LEONIS ("Кроткой Плацидии дух убранству отцова созданья/ Рад; воссияло оно старанием Льва понтифика"). Верхняя надпись восхваляет строителей базилики Феодосия и Гонория. Мозаика изображает, в несколько модифицированном виде, сцену из Апокалипсиса (Откровения Св. Иоанна): к погрудному изображению Христа с двух сторон приближаются 24 старца, над которыми парят символы евангелистов. Справа и слева около пят арки стоят апостолы Петр и Павел; Петр рукой указывает на Христа, Павел - вниз, вероятно на свою могилу" (Б. Хинцен-Болен. Рим, стр. 410).
Почему-то нет явной информации о мозаике абсиды. Может быть, она выполнена уже после реставрации? В Википедии написано, что апсидальная мозаика Пьетро Каваллини (XIII век) была утрачена. Можно заметить, что стиль абсидальной мозаики существенно отличается от стиля мозаики триумфальной арки.
Так или иначе, посмотрим на все мозаики с разных точек.
Тут можно видеть цепь над могилой Св. Павла - одну из главных реликвий базилики:
Могила и вечный огонь:
Но посмотрим еще на мозаику апсиды.
Обратная сторона триумфальной арки:
В интерьере еще несомненный интерес представляет огромный подсвечник для пасхальной свечи. Эта работа приписывается мастерам работы по мрамору Никола д'Анжело и Пьетро Вассалетто (XII-XIII вв.)
Подсвечник богато декорирован. Он разделен на 8 секций. В самом низу можно видеть фантастических животных и женские фигуры, что намекает на Великий Вавилон, упоминаемый в Откровении, вообще многочисленные растительно-животные мотивы, львов, орлов...
Выше можно видеть сцены Страстей.
Пилат, умывающий руки:
(на самом верху кадра)
Распятие:
Благословляющий Христос (Вознесение):
В небольшой картинной галерее, примыкающей к основному помещению базилики, наше внимание привлекли:
1) Бичевание Христа (Бартоломео Суарди, прозванный Брамантино; 1465 - 1530)
Замечательные работы этого мастера есть в миланской галерее Брера и мадридской галерее Тиссен-Борнемисы, о чем я как-то писал.
2) Мадонна с младенцем и Святыми Бенедиктом, Павлом, Петром и Джустиной (Антонио Романо, или Антонио Аквило; 1460 - 1510)
3) Пьета (Антонио Романо)
Вернемся в базилику.
Вот Алтарь Взятия на Небо (и Успения) Мадонны с картиной Джулио Романо:
Весьма интересна капелла Святых Даров с деревянным Распятием середины XIV века, деревянной скульптурой апостола Павла (того же времени) и мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем и принадлежащей XIII веку. По преданию возле этой Мадонны Игнатий Лойола с некоторыми другими братьями принял постриг и тогда же был образован известный орден иезуитов (в середине XVI века).
Здесь прервемся. В следующей (последней) части выйдем во дворик.