Бетховен и Моцарт

Dec 19, 2015 21:26

Как-то я в юности написал в дневнике, что слушаю то Моцарта, то Бетховена и испытываю огромную радость от того, что есть и тот и другой ( Read more... )

в других сетях, М. Юдина, notes, Джойс, Моцарт, пианисты, друзья, Вагнер, Моцарт_сочинения для органа, blogspot, Тагор, Бетховен_струнные квартеты, Бетховен, Бетховен_фортепиано

Leave a comment

Comments 30

kseniapo December 19 2015, 18:52:29 UTC
Л.В,Кириллина замечатльный исследователь и музыкант, к тому же человек литературно одаренный.
Очень хочется почитать, но пока останется до весны.

Reply

abel December 19 2015, 18:57:37 UTC
Предвкушайте удовольствие! :)

Reply


bgershman December 19 2015, 19:28:48 UTC
И я Большую фугу (плюс 16-й квартет) вчера слушал в том же исполнении! А сегодня - 15-й квартет с бородинцами.
Новую книгу надо будет раздобыть.

Reply

abel December 19 2015, 19:31:26 UTC
Празднуем бетховенские дни...

Reply

chizhen December 20 2015, 13:29:10 UTC
Из поздних квартетов люблю больше всего №15. Крайние части там, ИМХО, чем-то близки Шуберту. а медленная из прошлых веков - редчайший контраст и при этом вполне мотивированный.
Очень хорош, ИМХО, и №12. но он поздний условно, потому как близок предшествующим.

Reply

abel December 20 2015, 13:33:03 UTC
Все они прекрасны (включая Большую фугу - и не надо ей никакого оркестра). Я больше всех люблю cis-moll'ный.

Reply


Большая фуга abel December 20 2015, 06:20:03 UTC
Меня поражает сам графический облик партитуры, сам текст, предназначенный для глаз, а не для ушей. В самом этом тексте заключена целая космогония: от "ячейки", двух слигованных восьмушек, "мельчайшей искорки" (Тагор), до гигантских лиг, охватывающих половинные ноты на протяжении многих тактов. А сама тема, которую, начинает 1-я скрипка и которая для слуха оказывается доминирующей (именно для СЛУХА), ведь очень близка теме финала 14-го квартета, этого безумного танца, как его определял Вагнер.
Возникает (в фуге op. 133) образ неистового пляшущего Демиурга. Шива - царь танца.

Я увидал, как за кулисами из омертвевших звезд
Царь танца застыл в одиночестве.
(Тагор)
http://abel.livejournal.com/279346.html

Reply


chizhen December 20 2015, 11:50:33 UTC
Не сочтите это манией, но Большую фугу тоже больше всего люблю у Фуртвенглера -
все же оркестр звучит грандиозней. чем квартет и более подобает значимости этого произведения.
Так что, опять рекомендую дирижера №1.

Reply

chizhen December 20 2015, 12:18:07 UTC
Кстати. я так уже внутренне породнился с поздним Бетховеным, что очень люблю эту фугу именно УШАМИ - больше, чем глазами. Правда. в отличие от Тагора усматриваю в ней все же героическое начало, но уже не приземленное, а по-баховски космическое (что-то этакое олимпийско-античное)..

Reply

abel December 20 2015, 12:29:29 UTC
Не стану отрицать.

Reply

chizhen December 20 2015, 12:58:21 UTC
Пардон. опять не на ту букву попал на своей стертой клавиатуре: БетховенОм.

Reply


abel December 21 2015, 20:16:07 UTC
Чтобы после позднего Бетховена воспринимать адекватно Гайдна и Моцарта, надо сменить уши. Или слушать у Моцарта "шум и ярость" в К. 608 или К. 546, а также загадочный "авангардизм" финала квартета К. 464.

Reply

chizhen December 22 2015, 15:12:45 UTC
А вот четыре последних квартета Шуберта вполне могут дополнить концерт, в первом отделении которого поздние квартеты Бетховена. Хотя в них и нет мудреных полифонических частей, но они однозначно принадлежат к вершинам жанра. а. два последних из них. пожалуй. не уступают бетховенским по неисчерпаемому музыкальному богатству.

Reply

chizhen December 22 2015, 15:24:54 UTC
Из романтиков хороши еще квартеты Мендельсона и пожалуй хватит, если говорить о ВЫСШЕМ пилотаже.

Reply

abel December 22 2015, 16:07:47 UTC
Да, у Мендельсона замечательные квартеты.

Reply


Leave a comment

Up