Как-то я в юности написал в дневнике, что слушаю то Моцарта, то Бетховена и испытываю огромную радость от того, что есть и тот и другой
( Read more... )
Из поздних квартетов люблю больше всего №15. Крайние части там, ИМХО, чем-то близки Шуберту. а медленная из прошлых веков - редчайший контраст и при этом вполне мотивированный. Очень хорош, ИМХО, и №12. но он поздний условно, потому как близок предшествующим.
Меня поражает сам графический облик партитуры, сам текст, предназначенный для глаз, а не для ушей. В самом этом тексте заключена целая космогония: от "ячейки", двух слигованных восьмушек, "мельчайшей искорки" (Тагор), до гигантских лиг, охватывающих половинные ноты на протяжении многих тактов. А сама тема, которую, начинает 1-я скрипка и которая для слуха оказывается доминирующей (именно для СЛУХА), ведь очень близка теме финала 14-го квартета, этого безумного танца, как его определял Вагнер. Возникает (в фуге op. 133) образ неистового пляшущего Демиурга. Шива - царь танца.
Не сочтите это манией, но Большую фугу тоже больше всего люблю у Фуртвенглера - все же оркестр звучит грандиозней. чем квартет и более подобает значимости этого произведения. Так что, опять рекомендую дирижера №1.
Кстати. я так уже внутренне породнился с поздним Бетховеным, что очень люблю эту фугу именно УШАМИ - больше, чем глазами. Правда. в отличие от Тагора усматриваю в ней все же героическое начало, но уже не приземленное, а по-баховски космическое (что-то этакое олимпийско-античное)..
Чтобы после позднего Бетховена воспринимать адекватно Гайдна и Моцарта, надо сменить уши. Или слушать у Моцарта "шум и ярость" в К. 608 или К. 546, а также загадочный "авангардизм" финала квартета К. 464.
А вот четыре последних квартета Шуберта вполне могут дополнить концерт, в первом отделении которого поздние квартеты Бетховена. Хотя в них и нет мудреных полифонических частей, но они однозначно принадлежат к вершинам жанра. а. два последних из них. пожалуй. не уступают бетховенским по неисчерпаемому музыкальному богатству.
Comments 30
Очень хочется почитать, но пока останется до весны.
Reply
Reply
Новую книгу надо будет раздобыть.
Reply
Reply
Очень хорош, ИМХО, и №12. но он поздний условно, потому как близок предшествующим.
Reply
Reply
Возникает (в фуге op. 133) образ неистового пляшущего Демиурга. Шива - царь танца.
Я увидал, как за кулисами из омертвевших звезд
Царь танца застыл в одиночестве.
(Тагор)
http://abel.livejournal.com/279346.html
Reply
все же оркестр звучит грандиозней. чем квартет и более подобает значимости этого произведения.
Так что, опять рекомендую дирижера №1.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment