Leave a comment

Comments 16

mendelbookinist August 10 2015, 07:25:56 UTC
Прекрасная ассоциация!

Reply

abel August 10 2015, 08:17:57 UTC
Мне она тоже показалась уместной. И сейчас кажется.

Reply

mendelbookinist August 10 2015, 19:10:56 UTC
У меня приятель делает сейчас первые шаги на пути к классике. Как ни странно, заинтересовался сначала Шнитке, потом перешел к Шостаковичу. Написал мне недавно об Альтовой сонате: "когда ее слушаешь, оказываешься между двух полюсов: восхищения и боли".

Reply

abel August 10 2015, 19:47:35 UTC
Хорошо сказано.

Reply


petrark August 10 2015, 11:50:58 UTC
Спасибо, что напомнили. Не зная о дате, послушал оба виолончельных концерта. Весьма потустронняя музыка, особенно второй.

Reply

abel August 10 2015, 13:51:05 UTC
Так Второй концерт (опус 126) - совершенно страшное сочинение. И одно из самых значительных у него. Ведь он сперва даже хотел ЕГО назвать 14-й симфонией.

Reply


bgershman August 10 2015, 12:08:28 UTC
Действительно, подходящие для сонаты строки.

Reply

abel August 10 2015, 13:51:31 UTC
Я тоже так думаю.

Reply


kseniapo August 10 2015, 13:43:41 UTC
Как много времени уже прошло....

Reply

abel August 10 2015, 13:52:16 UTC
Да... В другой жизни это было.

Reply


Запись в дневнике от 29.12.1975 abel October 31 2021, 14:32:58 UTC
Вчера в Малом зале консерватории исполнялась альтовая соната Шостаковича (op. 147).
Об этом сочинении нельзя писать и говорить после первого раза в еще большей степени, чем от 15-м квартете, но вот два момента, для памяти.
1) В первой части прорывается скорбь (во всей сонате преодоленная, зашифрованная): плач альта и шествие у ф-но в высочайшем регистре, вверх, к звездам. Та мысль, с которой начиналась Скрипичная соната, но "в колоссальном увеличении". (Между прочим, и скерцо - такого же рода увеличение мыслей 1-х частей 15 симфонии и 14 квартета.)
2) В финале (Adagio), в самом конце, вдруг вступает ф-но, в басах:

Во двор твой огромный
Вывел меня - и увидел я мрак.

Но, как и у Тагора, у позднего Шостаковича

Напластованья и омуты тьмы
Заслоняли незримый свет:
Сиянье сиянья Вселенной.

Мне иногда эти стихи кажутся как бы определением последнего периода Шостаковича, но такие вещи, как 14 и 15 квартеты, Альтовая соната, что-то совершенно меняют в нашем восприятии искусства: нет для них параллелей, искусство перестает быть самим собой.

Reply


Leave a comment

Up