Шостакович - Концерт №1 для виолончели с орк., Es-dur, op. 107 (М. Хомицер, дир. Г. Рождественский)

Jun 24, 2014 13:40

Когда началась каденция, я вспомнил Ахматову:

Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.
Конечно, это субъективная ассоциация, не более. Хотя у Ахматовой с Шостаковичем есть нечто общее. "Реквием" параллелен 4-й симфонии, что тем более удивительно, что ни Шостакович не мог знать "Реквиема", когда писал 4-ю симфонию, ни Ахматова не ( Read more... )

Шостакович_симфонии, Платонов, Гоголь, Ростропович, Шостакович, blogspot, Шостакович_концерты, ДДШ_126, Ахматова, Шостакович_квартеты

Leave a comment

Comments 10

kseniapo June 24 2014, 10:05:58 UTC
Я когда-то тоже пыталась прямолинейно связывать музыку непрограммную с внешним миром, потом поняла, как можно ошибаться. В частности, так было с этим концертом и темами-цимтатами в Восьмом квартете.
Позже я узнала, что когда Шостакович писал этот концерт, он разводился с женой и, по-видимому, вряд ли думал о чем-нибудь другом!
По большому счету каждое поколение в зависимости от времени, в котором живет, будет приписывать свои мысли, часто не имеющие ничего общего с композиторскими, но разве это важно?

Reply

abel June 24 2014, 10:12:39 UTC
Такие ассоциации не "обязательны", но какая-то доля истины в них есть.
И события жизни могут и не отражаться впрямую в творчестве.

Reply

kseniapo June 24 2014, 10:16:03 UTC
Особенно политические!

Reply

abel June 24 2014, 11:33:18 UTC
С ДДШ все-таки сложно. С одной стороны, его музыку часто излишне политизируют, а с другой воспринимать и исполнять ее как "чистую музыку" тоже нельзя. Вот так - между Сциллой и Харибдой. Для меня лично "советские" ассоциации тут неизбежны. И даже не обязательно слово "советский" следует всегда толковать негативно. Очень всё амбивалентно было.

Reply


lana_ustinov October 7 2019, 18:36:32 UTC
А я сейчас наблюдаю, как нынешний молодняк Шостаковича играет и воспинимает (как может), это же немецкие дети - от 11 до 17. Я сейчас в основном - про первую часть, она короткая, из-за этого ее каждый четвертый, если не третий на здешнем конкурсе "югенд музицирт" играют, кто хуже, кто лушче - но играют увлеченно. А ведь ничего про "советское" не знают, а если начать рассказывать - не поймут. И ничего, "выдерживает" концерт. Со скрипичными, кстати, то же самое. Бурлеску часто играют:)
В 8 квартете ДДШ думал о самоубийстве, сейчас не могу аргументированно доказывать, но помню как это делал кто-то из прежних знакомых-друзей. И / или Волков об этом пишет?

Reply

abel October 7 2019, 18:49:21 UTC
У Волкова надо перечитать это место. Не помню уже. Я тут, кстати, недавно переслушал 8-й квартет и понял, что сильно его недооценивал. Замечательная вещь, но ее как-то замотали и заболтали. Перекладывали зачем-то для оркестра (Баршай).
А 1-я часть концерта вполне может восприниматься молодыми, как юмореска. Что отчасти верно. Но юмор у ДД был всегда с подтекстом (не всегда радостным), даже просто в жизни.

Reply

lana_ustinov October 7 2019, 19:09:33 UTC
О, да! Юмор у него был очень даже... Но в первой части я его не вижу/ слышу - почти совсем. Затаенная опастность - да, какой уж тут юмор) Разве что этот горький "смех сквозь слезы", кот. у него почти во всех "еврейских" темах пританцовывает.

Reply

abel October 7 2019, 19:19:52 UTC
Юмор с оттенком висельного. Юмор юродивого. Это, кстати, Волков правильно в нем понял, а сам он с ужасающей трагической силой показал своё шутовство во 2-м виолончельном концерте (каденция под треск бубна).

Reply


Leave a comment

Up