Эх, так и не отпускает это стихотворение. И медленно от нас уходят тени. Моей школе вот 80 лет исполняется, с ней связаны 4 поколения нашей семьи (или того, что от нее осталось). Просили поделиться воспоминаниями. И вот я сообразил, что как минимум 5 моих учителей там уже не работают или не работают вообще. О иных даже не знаю, живы ли они. Вот и воспоминания. Не знаю даже, чем делиться-то.
Да, Л. Чуковская считала эту элегию парадигмой ахматовской поэзии. Беспощадно и гениально. *** Ну, подумайте. Может, что-то и вспомните из своих школьных лет. :)
Например, то, как, КАК мне не хотелось каждое утро туда идти. :) И как каждое утро повторялось это аутодафе. :) И как последние года три, приходя оттуда в субботу, я просто без сил падал на кушетку и спал. :)
Я тоже не любил утром рано идти в школу. Но всё-таки я любил общаться с товарищами, некоторые учителя мне нравились, а в нашу классную руководительницу, преподававшую у нас русский язык и литературу в 9 и 10 классах, я был просто влюблен. Увы, она уже очень давно умерла от рака.
Интересная мысль! Ее надо обдумать. Но я же не буквально сталкиваю эти образы, а сопоставляю, да еще сомневаюсь в корректности такого сопоставления. :)
И я наизусть знаю этот стих и очень люблю. Мне всегда казалось, что паук у Ахматовой все же не отрицательный образ. Хранитель памяти может быть, время. А у Достоевского это жестко "один гад сожрет другую гадину" и прочее.
Нет, не отрицательный (у Ахматовой). Тут другое вообще, вне противопоставлений "положительное - отрицательное". Да и у Достоевского свидригайловский образ тоже, в сущности, по ту сторону добра и зла. Иначе мы всё это сильно тривиализируем.
Comments 27
Reply
Беспощадно и гениально.
***
Ну, подумайте. Может, что-то и вспомните из своих школьных лет. :)
Reply
Reply
Reply
Reply
***
Было бы интересно, если бы Вы как-то развили свою мысль.
Reply
Reply
Но я же не буквально сталкиваю эти образы, а сопоставляю, да еще сомневаюсь в корректности такого сопоставления. :)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment