Перерыв на XX век

Jan 25, 2014 19:05

Последнее время я редко захожу в своих прослушиваниях дальше Шуберта (которого в этом месяце я как раз много слушал, его камерную музыку). Но вот решил сделать перерыв на XX век (хотя бы до 27 января).
Не без влияния моего LJ-friend bgershman переслушал Четвертый и Второй квартеты Бартока. Они, даже несколько неожиданно, произвели на меня очень сильное ( Read more... )

Лютославский, друзья, Шостакович, 18 век, Барток, Шуберт, 20 век, Шостакович_квартеты

Leave a comment

Comments 14

mendelbookinist January 25 2014, 16:30:19 UTC
Да нет. Выдерживают квартеты Шостаковича и Бартока, и Веберна, и Лютославского. А финал 13 квартета, с постукиванием по древку, вообще прорыв в нечто потустороннее. Ну какая тут пресность?

Reply

abel January 25 2014, 16:45:05 UTC
Ну, может, я слегка увлекся. Но ансамбль у Шостаковича звучит почти традиционно (иногда даже Бетховен кажется более радикальным). Это, как говорится, ни хорошо и ни плохо, дело не всегда в звуке, но в сути (в семантике :)).
Кстати, постукивание смычком по древку изобрел не Шостакович, а кто-то из авангардистов (не помню кто). И Уствольская его применила в своей Скрипичной сонате в нач. 50-х годов.

Reply

mendelbookinist January 25 2014, 17:24:46 UTC
Шостакович не мог писать по-другому в СССР. Квартет Лютославского мне в свое время показался интересным, но грубоватым. Часто такую музыку слушать не будешь, слишком она специфическая. С другой стороны, к Квартету Веберна возвращаюсь часто.

Кстати, медленная часть Четвертого квартета Бартока слышится во второй части Второго квартета Шостаковича. Только у Бартока солирует виолончель, у Шостаковича, по-моему, первая скрипка.

Reply

abel January 25 2014, 17:30:43 UTC
Да нет, всякая грубоватость Лютославскому органически чужда. Хотя согласен, что эта музыка не для частого прослушивания. Но и квартеты ДДШ тоже.

Reply


bgershman January 25 2014, 18:15:12 UTC
Эх, Четвертый квартет - это чудо просто. Второй тоже хорош. А я по Вашей рекомендации послушал квартет Лютославского. Вещь интересная, но пока таинственная. Может, распробую со временем. Это нечто другое, непривычное пока.

Reply

abel January 25 2014, 18:24:26 UTC
Бартока я вообще очень люблю, хотя слушаю редко.
Да, в мир Лютого надо войти. Но я как-то еще в молодости им проникся; может быть, после прочтения прекрасной статьи Ю. Буцко о нем в "Советской музыке" (когда у нас его не исполняли и записей не выпускали), а несколько позже - после превосходной книги Л.Г. Раппопорт.
Правда, когда прослушал в первый раз "Венецианские игры", был в шоке.
Я думаю, что вместе с Шостаковичем и Бартоком именно Лютославский лучше и талантливее, чем кто бы то ни было, выразил трагизм XX века.
С квартетом у меня связано еще одно интересное переживание:
http://abel.livejournal.com/275039.html
(там еще дальше следует по ссылке пройти).

Reply

bgershman January 25 2014, 19:43:03 UTC
Спасибо за ссылки. Очень интересно. Очень люблю сочетание музыка/живопись. Я у себя в журнале как-то писал о выставке в Национальной галерее, где поздние картины Ротко выставлялись под "Часовню Ротко" Мортона Фельдмана: http://bgershman.livejournal.com/30690.html
При том, что я не особый поклонник ни Ротко, ни Фельдмана, впечатление было уникальное.

Reply

abel January 25 2014, 19:46:48 UTC
Да, интересно. Хотя должен признаться, что ни Ротко, ни Фельдман мне абсолютно неизвестны. :(

Reply


maultasch_a January 26 2014, 13:49:56 UTC
после прочтения дискуссий пошла и я слушать квартеты Бартока.
К ужасу моему они навели на меня ужас. в смысле - страх. я не знаю как объяснить, но мне стало так внезапно неуютно в душе, и именно страшно неизвестно чего.
Собственно это был один квартет, второй. пришлось быстро выключить. возможно это просто мое нынешнее состояние причина.

а вот шуберт мне сегодня в лесу очень кстати вспомнился. банально, но так трогательно. всетаки романтики 19 века они как-то теплее

Reply

abel January 26 2014, 18:34:31 UTC
Если слушали Второй (Бартока), то да, он депрессивен.
Шуберт - о, это моя любовь, почти такая же, как Вольфи. :)

Reply


Leave a comment

Up