Выбор

Apr 21, 2013 12:11

Хотел слушать с утра Шестую симфонию Малера (тем более, что о симфониях Малера тут недавно шла речь), но вдруг совершенно спонтанно в ушах запела вторая часть моцартовской "Линцской". И я сделал выбор в пользу Моцарта, в чем не раскаиваюсь, ибо жестокая и мрачная малеровская симфония - не для воскресного утра. 36-я потащила за собой 39-ю ( ( Read more... )

Гайдн, Моцарт_симфонии, Гайдн_симфонии, Бетховен_симфонии, Моцарт, Соллертинский, Малер, Бетховен

Leave a comment

Comments 22

ext_1619207 April 21 2013, 10:57:36 UTC
Господи... неужели все это возможно...в наши дни... слушать 36 или 39, ср. с Бетховеном, любить до беспамятства 4-ю... Нет, это что-то не от мира сего...

Reply

abel April 21 2013, 11:38:49 UTC
Ну почему же "не от мира"? :) Всё тут, в мире.

Reply


sforzi April 21 2013, 13:46:13 UTC
abel April 21 2013, 13:57:52 UTC
Вот я и подумал. :)

Reply


bgershman April 21 2013, 15:22:32 UTC
Послушайте отдельно Andante Moderato. Там никакой жестокости/жесткости или мрака. Чистый романтизм. Под ранний вечер хорошо.

Reply

abel April 21 2013, 15:25:41 UTC
Да слушаю сейчас. Всё. :) Финал.
А музыку Andante (прекрасную!) разворовали потом кинокомпозиторы.

Reply

bgershman April 21 2013, 15:37:00 UTC
Всё - это, конечно, лучше, чем часть :) вспомнил, как впервые услышал Шестую вживую (Левайн с бостонцами). После финала не мог сразу прийти в себя. Зал уже полминуты как в агонии, а я все еще втянут в кресло. Удивительная по воздействию вещь. Нечто похожее по силе (но с другим вкусом) вызывает финал Второй.

Reply

abel April 21 2013, 15:41:04 UTC
Да, эту музыку лучше слушать вживе, в зале. Я помню, как давно, в молодости, был потрясен Второй (дирижировал К. Конлрашин), а в записи мне ее очень тяжело слушать. Как и Шестую.

Reply


mendelbookinist April 21 2013, 16:38:35 UTC
Я тут недавно почитал написанное о Малере И. Соллертинским. Какой трогательный бред приходилось писать все-таки советским музыковедам. Вроде такого: "Ибо историческая трагедия Малера заключалась в том, что создать героический симфонизм в абсолютно пустой от героического кислорода европейской атмосфере загнивающего капитализм - вещь невозможная." Надеюсь, они сами хотя бы не верили в то, что писали.

http://justlife.narod.ru/sollertinsky/sollert_mahler_01.htm

Reply

abel April 21 2013, 16:57:41 UTC
Думаю, что верили, писали искренне. И, между прочим, это в значительной степени так и было. Эпоха модерна - эпоха декаданса. Но сам по себе декаданс - страшно сложное явление. И кризис капитализма был очевиден. Первая мировая война и великая депрессия не на пустом же месте возникла. Как раз в Шестой он провидит все трагедии XX века, до которых он не дожил. И - ничего героического.

Reply

mendelbookinist April 21 2013, 17:09:09 UTC
Да, в Европе тоже был сложный период, это несомненно. Но я часто думаю о том, что, когда советские авторы писали "загнивающий капитализм", "мелкобуржуазный симфонист", они по умолчанию должны были противопоставлять советские реалии процессам гниения. Но противопоставлять-то было нечего.

Reply

abel April 21 2013, 17:12:52 UTC
Тут тоже не так все просто. Многие западные интеллигенты были обольщены Сталиным: Р. Роллан, Шоу, Барбюс, Фейхтвангер. И как раз были склонны видеть в СССР надежду человечества на избавление от гниения. Но был и Андре Жид, который сразу понял, что к чему.

Reply


Leave a comment

Up