Когда в XIX веке композиторы стали говорить с публикой с позиций силы, и толпа им покорилась, Шопен бросил буржуазному веку гордый аристократический вызов. Сочиняя для одного инструмента, он смог стать вровень с величайшими творцами. Еще.
А почему Вы считаете это именно вызовом? Может, Шопен просто не хотел сочинять для других инструментов и составов. Не чувствовал их, не знал как и пр. Или, по-Вашему, он специально отказался от всего иного, чтобы бросить вызов буржуазному веку? Мне как-то с трудом в это верится, дорогой Алексей Иванович. :)
Пыталась прокомментировать там, но это оказалось тааак муторно... Я хотела сказать, что далеко не все композиторы говорили тогда с позиции силы. И было сколько угодно салонных авторов, писавших лишь для своего инструмента.
Ну конечно, не все. Это у меня полемическое заострение, гипербола. :) И даже те, которые говорили с таких позиций, будучи гениями, могли говорить и совсем иначе. Но тем не менее,в 19 веке аппарат очень разрастается, "материя" становится гораздо более ощутимой. Наверное, так и надо было. В 20 веке наблюдается опять тенденция к "сжатию" (тот же Стравинский, Веберн). Салонных композиторов было, наверное, немало, но все-таки у меня устойчивое ощущение, что Шопен - один. Вообще - он особая точка в музыке 19 века.
Как по мне, у Шумана "вызов" куда повесомее будет. Шуман - это музыкальный Байрон, а Шопен нечто куда более лиричное и он, пожалуй, в отличие от Шумана не Властитель дум эпохи, а скорее ее грустящий в модных салонах Орфей.
Не подумайте дурного я Шопена очень люблю и сонаты, и этюды, и баллады, и скерццо, и ноктюрны, и ранние его концертвы, и даже его вальсы с мазурками и полонезами, просто, "вызывающего" в них как-то мало усматриваю - не будем же мы тут эксплуатировать все те же оба доминорных этюда и фантазию - у каждогго три раза в жизни бывает "вызывающее" настроение, другое дело, что для Бетховена, Шумана и Вагнера - "вызов" был посоянным способом существования
Спасибо! До чего хорошо сказано, и наблюдение Т. Манна об ангельском облике прекрасно. Точнее и не скажешь: это не только у него ангельский облик, но и у его ноктюрнов.
Да, там у него просто гениальный текст. Вот Паганини, при всем моем почтении к нему, не поднялся до уровня величайших. Шопен вырастает из салона до эпических масштабов. Как потом Пруст в литературе. Замечу еще, что "ангельское" в Шопене (как и в Моцарте) амбивалентно. Это, скорее, не "ангельское", а "демоническое" начало, но не в новоевропейском, а в античном, эмпедокловском, смысле.
с позиций силыheelzaaJanuary 20 2013, 20:45:15 UTC
какая многозначная фраза. сперва подумала, что речь о романтической парадигме возвеличивания автора-творца, и уже начала думать в этом направлении: каким образом Шопен мог быть ей противопоставлен ). и только из комментов поняла, что дело в арсенале художественных средств.
и все-таки первая интерпретация мне кажется правомочной (безотносительно к Шопену, конечно)): где-то со времен ЛВБ паритет автора и слушателя был нарушен. как Вы думаете?
Re: с позиций силыabelJanuary 21 2013, 03:33:20 UTC
Тут еще надо подумать, что такое "паритет". Я хотел высказать в общем-то достаточно очевидную мысль, что Шопен - единственный из ВЕЛИКИХ композиторов 19 столетия, который не поддался соблазну воздействия на широкую публику большими звуковыми массами. У него же заметна тенденция к сжатию формы - в противоположность, скажем, Шуберту. Хотя Шуберт в какой-то мере тоже, как автор песен, замкнулся в рамках одного жанра, но достиг тут таких высот, какие больше никому не снились - ни до, ни после. Разве что Шуману в некоторых вокальных циклах. Потом появился Гуго Вольф - "Вагнер песни", как его называли, но это фигура гораздо более специфическая и гораздо менее популярная, чем Шопен. У него есть песни абсолютно гениальные, но они малодоступны.
Comments 15
Reply
См. на блогспоте цитату из Т. Манна. Там очень точная характеристика таких творцов как Шопен или Моцарт.
Reply
Reply
Там стихотворение Готфрида Бенна еще очень точно описывает ситуацию.
Reply
Я хотела сказать, что далеко не все композиторы говорили тогда с позиции силы. И было сколько угодно салонных авторов, писавших лишь для своего инструмента.
Reply
Но тем не менее,в 19 веке аппарат очень разрастается, "материя" становится гораздо более ощутимой. Наверное, так и надо было.
В 20 веке наблюдается опять тенденция к "сжатию" (тот же Стравинский, Веберн).
Салонных композиторов было, наверное, немало, но все-таки у меня устойчивое ощущение, что Шопен - один. Вообще - он особая точка в музыке 19 века.
Reply
Шуман - это музыкальный Байрон, а Шопен нечто куда более лиричное и он, пожалуй, в отличие от Шумана не Властитель дум
эпохи, а скорее ее грустящий в модных салонах Орфей.
Reply
Reply
оба доминорных этюда и фантазию - у каждогго три раза в жизни бывает "вызывающее" настроение, другое дело, что для Бетховена, Шумана и Вагнера - "вызов" был посоянным способом существования
Reply
До чего хорошо сказано, и наблюдение Т. Манна об ангельском облике прекрасно.
Точнее и не скажешь: это не только у него ангельский облик, но и у его ноктюрнов.
Reply
Вот Паганини, при всем моем почтении к нему, не поднялся до уровня величайших.
Шопен вырастает из салона до эпических масштабов. Как потом Пруст в литературе.
Замечу еще, что "ангельское" в Шопене (как и в Моцарте) амбивалентно. Это, скорее, не "ангельское", а "демоническое" начало, но не в новоевропейском, а в античном, эмпедокловском, смысле.
Reply
и все-таки первая интерпретация мне кажется правомочной (безотносительно к Шопену, конечно)): где-то со времен ЛВБ паритет автора и слушателя был нарушен. как Вы думаете?
Reply
Я хотел высказать в общем-то достаточно очевидную мысль, что Шопен - единственный из ВЕЛИКИХ композиторов 19 столетия, который не поддался соблазну воздействия на широкую публику большими звуковыми массами. У него же заметна тенденция к сжатию формы - в противоположность, скажем, Шуберту. Хотя Шуберт в какой-то мере тоже, как автор песен, замкнулся в рамках одного жанра, но достиг тут таких высот, какие больше никому не снились - ни до, ни после. Разве что Шуману в некоторых вокальных циклах.
Потом появился Гуго Вольф - "Вагнер песни", как его называли, но это фигура гораздо более специфическая и гораздо менее популярная, чем Шопен. У него есть песни абсолютно гениальные, но они малодоступны.
Reply
Reply
Leave a comment