Вызов Шопена

Jan 20, 2013 21:50

Когда в XIX веке композиторы стали говорить с публикой с позиций силы, и толпа им покорилась, Шопен бросил буржуазному веку гордый аристократический вызов. Сочиняя для одного инструмента, он смог стать вровень с величайшими творцами.
Еще.

в других сетях, Паганини, Пруст, Моцарт, Шуман, Шопен, Т. Манн, blogspot, Шуберт, Г. Вольф

Leave a comment

Comments 15

mendelbookinist January 20 2013, 17:57:43 UTC
А почему Вы считаете это именно вызовом? Может, Шопен просто не хотел сочинять для других инструментов и составов. Не чувствовал их, не знал как и пр. Или, по-Вашему, он специально отказался от всего иного, чтобы бросить вызов буржуазному веку? Мне как-то с трудом в это верится, дорогой Алексей Иванович. :)

Reply

abel January 20 2013, 18:03:32 UTC
Профессор, спросите что-нибудь попроще. :)
См. на блогспоте цитату из Т. Манна. Там очень точная характеристика таких творцов как Шопен или Моцарт.

Reply

mendelbookinist January 20 2013, 18:04:16 UTC
А не могли бы дать ссылку?

Reply

abel January 20 2013, 18:06:41 UTC
Так она есть в самом посте ("Еще" - это ссылка).
Там стихотворение Готфрида Бенна еще очень точно описывает ситуацию.

Reply


cleofide January 20 2013, 18:27:46 UTC
Пыталась прокомментировать там, но это оказалось тааак муторно...
Я хотела сказать, что далеко не все композиторы говорили тогда с позиции силы. И было сколько угодно салонных авторов, писавших лишь для своего инструмента.

Reply

abel January 20 2013, 18:35:54 UTC
Ну конечно, не все. Это у меня полемическое заострение, гипербола. :) И даже те, которые говорили с таких позиций, будучи гениями, могли говорить и совсем иначе.
Но тем не менее,в 19 веке аппарат очень разрастается, "материя" становится гораздо более ощутимой. Наверное, так и надо было.
В 20 веке наблюдается опять тенденция к "сжатию" (тот же Стравинский, Веберн).
Салонных композиторов было, наверное, немало, но все-таки у меня устойчивое ощущение, что Шопен - один. Вообще - он особая точка в музыке 19 века.

Reply


chizhen January 20 2013, 18:28:22 UTC
Как по мне, у Шумана "вызов" куда повесомее будет.
Шуман - это музыкальный Байрон, а Шопен нечто куда более лиричное и он, пожалуй, в отличие от Шумана не Властитель дум
эпохи, а скорее ее грустящий в модных салонах Орфей.

Reply

abel January 20 2013, 18:38:52 UTC
Простите меня, дорогой Александр, но у Вас немного превратное представление о Шопене. Мы с Вами уже о нем спорили, не будем ходить по кругу.

Reply

chizhen January 20 2013, 19:08:14 UTC
Не подумайте дурного я Шопена очень люблю и сонаты, и этюды, и баллады, и скерццо, и ноктюрны, и ранние его концертвы, и даже его вальсы с мазурками и полонезами, просто, "вызывающего" в них как-то мало усматриваю - не будем же мы тут эксплуатировать все те же
оба доминорных этюда и фантазию - у каждогго три раза в жизни бывает "вызывающее" настроение, другое дело, что для Бетховена, Шумана и Вагнера - "вызов" был посоянным способом существования

Reply


saucejo January 20 2013, 18:58:33 UTC
Спасибо!
До чего хорошо сказано, и наблюдение Т. Манна об ангельском облике прекрасно.
Точнее и не скажешь: это не только у него ангельский облик, но и у его ноктюрнов.

Reply

abel January 20 2013, 19:07:08 UTC
Да, там у него просто гениальный текст.
Вот Паганини, при всем моем почтении к нему, не поднялся до уровня величайших.
Шопен вырастает из салона до эпических масштабов. Как потом Пруст в литературе.
Замечу еще, что "ангельское" в Шопене (как и в Моцарте) амбивалентно. Это, скорее, не "ангельское", а "демоническое" начало, но не в новоевропейском, а в античном, эмпедокловском, смысле.

Reply


с позиций силы heelzaa January 20 2013, 20:45:15 UTC
какая многозначная фраза. сперва подумала, что речь о романтической парадигме возвеличивания автора-творца, и уже начала думать в этом направлении: каким образом Шопен мог быть ей противопоставлен ). и только из комментов поняла, что дело в арсенале художественных средств.

и все-таки первая интерпретация мне кажется правомочной (безотносительно к Шопену, конечно)): где-то со времен ЛВБ паритет автора и слушателя был нарушен. как Вы думаете?

Reply

Re: с позиций силы abel January 21 2013, 03:33:20 UTC
Тут еще надо подумать, что такое "паритет".
Я хотел высказать в общем-то достаточно очевидную мысль, что Шопен - единственный из ВЕЛИКИХ композиторов 19 столетия, который не поддался соблазну воздействия на широкую публику большими звуковыми массами. У него же заметна тенденция к сжатию формы - в противоположность, скажем, Шуберту. Хотя Шуберт в какой-то мере тоже, как автор песен, замкнулся в рамках одного жанра, но достиг тут таких высот, какие больше никому не снились - ни до, ни после. Разве что Шуману в некоторых вокальных циклах.
Потом появился Гуго Вольф - "Вагнер песни", как его называли, но это фигура гораздо более специфическая и гораздо менее популярная, чем Шопен. У него есть песни абсолютно гениальные, но они малодоступны.

Reply

Re: с позиций силы mendelbookinist January 21 2013, 16:03:05 UTC
У Шумана такая тенденция тоже заметна. И у Брамса. Если вести речь о фортепианной музыке.

Reply


Leave a comment

Up