Впервые я прослушал этот квартет (признанный лучшим у Танеева) в Петербурге летом 2006 г., когда там же купил полное собрание его струнных квартетов (в Москве этот комплект появился гораздо позже). Тогда он мне очень понравился, но сегодня, в целом, показалось весьма занудно. Вторая часть, однако, прекрасна
(
Read more... )
Comments 7
На мой взгляд, если мы начинаем думать о форме, это значит, что высказывание композитора нам не кажется компактным, выверенным и четко сформулированным. Я не могу, например, в силу отсутствия достаточного образования почувствовать форму в позднем Квартете Веберна, но само высказывание, тем не менее, кажется мне предельно ясным и компактным. Здесь, видимо, оценка происходит на уровне интуиции. Но если мне так УЖЕ кажется, то вопрос понимания формы становится факультативным.
Reply
В то же время, прежде всего, у венских классиков, сама форма звучит. Особенно поразительно это у Гайдна.
Танеев во многих своих сочинениях использовал сонатную форму, лишенную контраста. Но сонатная форма, как известно, имеет театральное происхождение и базируется на принципе контраста. Писать монотематические сонатные аллегри, не рискуя впасть в рыхлость формы, могли себе позволить те же венские классики. Еще Шуберт в фортепианных сонатах, поздних квартетах и симфониях. Но это недосягаемый уровень. В камерных сочинениях эпохи модерна (и даже во многом у Брамса или Дворжака) этого уровня формального мастерства я не нахожу.
Впрочем, это я не нахожу. Естественно, могу ошибаться или не слышать.
Reply
Reply
Reply
Вторая часть очень близка к третьей части Фортепианного квинтета g-moll. И тоже пассакалия. Здесь в кульминации достигается подлинно трагическая экспрессия.
Reply
Видимо, общий источник - музыка Ренессанса (фигура катабасиса). Ведь Танеев увлекался Палестриной и хотел даже приобщить к этой музыке Льва Толстого, но безуспешно.
Возможно, еще древнерусские роспевы, музыка, которую я совсем не знаю. И тема раскольников в "Хованщине", наверное, оттуда.
В старой музыке (русской и западной) Танеев искал канон музыкальной красоты для музыки новой. Задача, которую удалось решить Стравинскому в поздний период.
Reply
Leave a comment