Танеев - Струнный квартет №6 B-dur, op. 19 (Квартет им. Танеева)

Jan 08, 2013 13:20

Впервые я прослушал этот квартет (признанный лучшим у Танеева) в Петербурге летом 2006 г., когда там же купил полное собрание его струнных квартетов (в Москве этот комплект появился гораздо позже). Тогда он мне очень понравился, но сегодня, в целом, показалось весьма занудно. Вторая часть, однако, прекрасна ( Read more... )

Палестрина, Стравинский, Иоффе, Толстой, Танеев, пианисты, Мусоргский, blogspot, Шуберт, Верди, Гульд, Регер

Leave a comment

Comments 7

mendelbookinist January 8 2013, 10:30:29 UTC
Танеев, сколько бы я его ни слушал, мне всегда казался исключительно занудным, как и Регер. После Квартета, скажем, Равеля слушать квартеты Танеева... Что называется, почувствуйте разницу. Слушать получается только равновеликое - Барток, Шёнберг, Берг, Веберн, Шостакович и нек. другие. Но квартетные Танеев и Регер...

На мой взгляд, если мы начинаем думать о форме, это значит, что высказывание композитора нам не кажется компактным, выверенным и четко сформулированным. Я не могу, например, в силу отсутствия достаточного образования почувствовать форму в позднем Квартете Веберна, но само высказывание, тем не менее, кажется мне предельно ясным и компактным. Здесь, видимо, оценка происходит на уровне интуиции. Но если мне так УЖЕ кажется, то вопрос понимания формы становится факультативным.

Reply

abel January 8 2013, 11:59:30 UTC
Наверное, так и есть.
В то же время, прежде всего, у венских классиков, сама форма звучит. Особенно поразительно это у Гайдна.
Танеев во многих своих сочинениях использовал сонатную форму, лишенную контраста. Но сонатная форма, как известно, имеет театральное происхождение и базируется на принципе контраста. Писать монотематические сонатные аллегри, не рискуя впасть в рыхлость формы, могли себе позволить те же венские классики. Еще Шуберт в фортепианных сонатах, поздних квартетах и симфониях. Но это недосягаемый уровень. В камерных сочинениях эпохи модерна (и даже во многом у Брамса или Дворжака) этого уровня формального мастерства я не нахожу.
Впрочем, это я не нахожу. Естественно, могу ошибаться или не слышать.

Reply

mendelbookinist January 8 2013, 12:18:47 UTC
У венских классиков (прежде всего Гайдна и Моцарта) вообще не так сложно услышать форму - даже такой музыкальный обалдуй, как я, в этом более-менее разобрался со временем. В произведениях дальнейших веков я крайне редко ее улавливаю. Но это мне не мешает, впрочем. А у Дворжака в квартетах, как по мне, были такие прорывы, которые Танееву и Регеру даже не снились.

Reply

abel January 8 2013, 12:26:29 UTC
Дворжак был гораздо более ярким мелодистом.

Reply


abel April 27 2024, 18:22:15 UTC
Прекрасное сочинение!
Вторая часть очень близка к третьей части Фортепианного квинтета g-moll. И тоже пассакалия. Здесь в кульминации достигается подлинно трагическая экспрессия.

Reply

abel April 28 2024, 06:08:36 UTC
Вдруг под утро дошло, что тема обеих пассакалий родственна теме жрецов в "Аиде" Верди.
Видимо, общий источник - музыка Ренессанса (фигура катабасиса). Ведь Танеев увлекался Палестриной и хотел даже приобщить к этой музыке Льва Толстого, но безуспешно.
Возможно, еще древнерусские роспевы, музыка, которую я совсем не знаю. И тема раскольников в "Хованщине", наверное, оттуда.
В старой музыке (русской и западной) Танеев искал канон музыкальной красоты для музыки новой. Задача, которую удалось решить Стравинскому в поздний период.

Reply


Leave a comment

Up