Вчера радио "Орфей" сподобилось передать полностью (!) запись "Аиды" - спектакль Большого театра 1961 г. Пели Г. Вишневская, И. Архипова, З. Анджапаридзе, И. Петров, П. Лисициан; дирижер А. Ш. Мелик-Пашаев. Посвящено было памяти Г. Вишневской.
Я сначала не хотел слушать (устал после работы), но где-то с середины 2-го акта уже не мог не слушать. Это божественно! Да, тогда в Большом пели.
Я помню эту замечательную постановку "Аиды" в Большом первой половины 60-х годов. Мне посчастливилось ее увидеть вживе 14 апреля 1964 года. Правда, главную роль пела не Г. Вишневская, а прекрасная болгарская певица Юлия Винер (конечно, в 13 лет я был далек от того, чтобы оценить ее мастерство, но спустя лет 10-15, услышав с нею запись вердиевского Реквиема, был восхищен). Радамеса пел тогда Д. Ангуладзе, совсем нам (с мамой) не понравившийся. Впрочем, позже я слышал этого певца и думаю, что в 1964 мы либо не разобрались, либо он сильно прогрессировал. Остальной состав (включая великого дирижера) был тот же звездный состав Большого 60-х. Особенно меня восхитила И. Архипова, которая не только превосходно пела, но и замечательно играла на сцене, показала себя великой актрисой. При этом Ю. Винер пела по-итальянски, а остальные по-русски. Этот спектакль я запомнил на всю жизнь, такое это было счастье - "Аидой" в детстве я просто бредил. Потом мое отношение к итальянской опере 19 века изменилось и стало на некоторое время вполне снобистским.
Лет 30 назад я написал в дневнике об этом так:
Я полюбил ранее презираемую (мальчишеское, петушино-невежественное презрение!) итальянскую оперу и с удовольствием слушаю «Лючию ди Ламмермур», «Норму», «Пуритан», даже веристов. Я совершенно влюбился в Верди - в четырнадцать я бредил «Аидой», потом, повзрослев, посерьезнев и наслушавшись «this fellow Wagner», я предал Верди анафеме и мог трещать, с видом знатока, об его «оркестре-гитаре», а теперь я готов на каждом углу расклеивать листовки «Viva Verdi!». Нельзя, проиграв его Offertorium (хотя бы!) в Реквиеме, не влюбиться в него как в изумительного, тончайшего музыканта.
Да и теперь считаю "Аиду" абсолютным шедевром оперы.
Так что спасибо "Орфею"!