Нет, я не склонен считать "Фиделио" ораторией (хотя, может быть, нечто ораториальное в ней есть, особенно в финале). Это опера, так как в ней есть сцены, захватывающие своим драматизмом (например, вся сцена в тюрьме). Можно даже сказать, драматизмом шекспировского уровня. Но, конечно, эта оперность совсем другая, чем у Моцарта. Я не хочу (да и не могу) проводить тут какие-то аналитические сравнения, это не мое дело, но известно, например, что Cosi в плане музыки оказала сильное влияние на бетховенскую оперу, хотя "фривольность" сюжета Бетховена возмущала. Между прочим, Чайковский тоже отрицательно (в целом) оценивал "Фиделио" и писал, что ее музыка "не может идти ни в какое сравнение с музыкою моцартовских опер". С этим я никак не могу согласиться (как и с крайними оценками Глинки и Денисова). В общем, я люблю отдельно "Фиделио" и отдельно оперы Моцарта. :) А ты сам-то слушал "Фиделио"? Чувствую у тебя слабый дрейф по направлению к опере. :) Или нет?
Слабый (или, скажем так, определенный) дрейф, скорее, в сторону вокала в целом, особенно первой половины 20 века. Но все, что Вы пишете об операх Моцарта и Бетховена, мне интересно, да и в будущем может помочь, когда сам буду слушать.
И Вам спасибо за отклик! Это не анализ, а некоторые слушательские впечатления. Правда, я эту оперу действительно подробно в свое время изучал и многократно играл клавир.
Да, в 20 веке началось широкое признание Cosi fan tutte. Я думаю, что из всей "итальянской триады" (на либретто Да Понте) она самая совершенная (и самая сложная - как гармонически, так и полифонически). Не говорю уж о семантической стороне дела.
Comments 13
Reply
Reply
Между прочим, Чайковский тоже отрицательно (в целом) оценивал "Фиделио" и писал, что ее музыка "не может идти ни в какое сравнение с музыкою моцартовских опер". С этим я никак не могу согласиться (как и с крайними оценками Глинки и Денисова).
В общем, я люблю отдельно "Фиделио" и отдельно оперы Моцарта. :)
А ты сам-то слушал "Фиделио"? Чувствую у тебя слабый дрейф по направлению к опере. :) Или нет?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Ну и интересные, конечно. особенно про темпы Клемперера, про музыкальность.
Мои отношения с операми Моцарта начались тоже как раз с этой оперы.
Reply
Reply
Dorabella - Yvonne Minton
Despina - Lucia Popp
Ferrando - Luigi Alva
Guglielmo - Geraint Evans
Don Alfonso - Hans Sotin
Orchestra - New Philharmonia Orchestra
Chorus - John Alldis Choir
Conductor - Otto Klemperer
Студийная запись 1971 года
Reply
Leave a comment