Ислам и военная служба в России

Nov 25, 2012 00:27

Сегодня "наткнулся" на интересную историческую статью на информационном ресурсе Ислам.ру под названием "Ислам и военная служба в России". Статья рассматривает правовой статус мусульман в Российской императорской армии BXVII-XIX вв. на примере военной службы башкир. Тема эта актуальная и сегодня, особенно если учесть, что значительная часть российских вооруженных сил состоит из мусульман. Поэтому частично эту статью я решил привести и в своем блоге.





Ислам и военная служба в России

Начиная с XVI в. Россия превращается в многонациональное государство. Российская армия, важнейшая составляющая российской государственности, на протяжении последующей истории характеризуется полиэтничностью и поликонфессиональностью. В войсках Российской империи особое место занимали башкиры, исповедующие Ислам.

По условиям добровольного вхождения Башкортостана в состав России в XVI в., башкиры, сохраняя вотчинное право на землю, местное самоуправление и религию - Ислам - должны были нести воинскую службу. Башкирские конные полки принимали участие в Ливонской войне, в освобождении Москвы от польских интервентов в 1612 г., в Азовском походе Петра I, в Северной войне против Швеции, в Семилетней войне в Германии (1756-1763) и других войнах, которые вела Россия. Даже после создания в России армии и флота европейского образца в эпоху Петра I башкирские конные полки представляли обычную иррегулярную кавалерию - со своим внутренним уставом, со своим командным составом из числа башкирских же аристократов, тарханов и старшин, со своими войсковыми имамами...




В Семилетней войне 1756-1763 гг. участвовали 15 тысяч башкир в составе 12 полков под общим руководством генерала Апраксина. Башкирские воины проявили храбрость в сражениях при Эгерсдорфе-Гроссе вблизи Кенигсберга. Башкирские полки внесли существенный вклад в победу русского войска под руководством генерала Салтыкова над прусским войском в сражении при Куннерсдорфе неподалеку от Франкфурта-на-Одере. В 1760 г. генерал Чернышев временно захватил Берлин. Башкирские полки находились в первых рядах русской армии во время штурма и последующего вступления в этот город. Для поддержания порядка в городских кварталах и охраны учреждений Берлина были выставлены башкирские патрули, поскольку исламский запрет на употребление спиртного обеспечивал высокую дисциплину башкирских воинов.

Но не все солдаты-мусульмане в Российской армии обладали такой правовой защищенностью в области религии, как башкиры, которые несли службу в иррегулярной кавалерии. По «Штатам армейских фузилерных полков 1765 г.», «Штатам полевого пехотного полка 1732 г.», «Штатам пехотных полков 1765 г.» и т. д. в каждом регулярном полку была предусмотрена должность попа. В сословие государственных крестьян, из которого комплектовалась армия, входили наряду с русскими и татары, придерживавшиеся мусульманской религии. Татары, как и чуваши и марийцы, служили в русских регулярных частях.

В связи с введением военно-кантонной системы управления в Башкортостане указом от 10 апреля 1798 г. было создано Башкирское казачье войско (Полное собрание законов Российской империи. Т. 25. № 18477). В указе говорилось: «Сделать точное исчисление башкирцев, способных нести военную службу, считая по детям от 20 до 50 лет, разделив их по кантонам».

Все административные лица кантонов и юрт (команд) становились военными. Из башкир было сформировано иррегулярное войско, разделенное первоначально на 11 кантонов, затем на 12, а впоследствии на 28. Каждый взрослый башкир стал казаком, обязанным в любой день оседлать коня и выступить в поход. В случае участия Башкирского войска в походах Российской армии оно комплектовало пятисотенные полки, в которых по штатному расписанию предусматривался войсковой имам (полковой мулла). В командный состав башкирского казачьего полка входили 30 человек: командир полка, старшина, 5 есаулов, 5 сотников, 5 хорунжих, квартирмейстер, мулла, 1-2 писаря и 10 пятидесятников.

В 1806-1807 гг. в европейский поход Российской армии было отправлено башкирское войско из 20 полков. В войне 1812-1814 гг. против Наполеона в составе Российской армии приняли участие уже 28 башкирских полков. В ходе заграничного похода Российской армии башкиры проявили храбрость и мужество в сражениях под Лейпцигом, Веймаром, Ганновером, Данцигом в Германии, Шатобрианом и Парижем во Франции. Многие башкирские воины были отмечены за героизм боевыми орденами и медалями. В числе отличившихся воинов были и башкирские женщины. О храбрости башкирских воинов рассказывает в своих воспоминаниях французский генерал де Марбо. Он был поражен бесстрашием башкир, которые, имея только холодное оружие, луки и стрелы, атаковали личный конвой Наполеона и заставили отступить лучшие французские части.



Из письма французского офицера своему приятелю:
"Русские выпустили против нас орды монгол! Кажется все эпохи ополчились против нас! Эти люди в шкурах и мехах не знают ни страха ни пощады. Удивительна их природа ведения боя. Они дико визжат и толпой лезут напролом. Их косят множественно ядра, а им это не страшно. Вы будете изрядно удивлены, но в своем вооружении они используют луки и стрелы, которые разят беспощадно наших канониров. У капитана Клемансо треуголка пробита стрелой монгола, а стрела прилетела из едва видимой точки в поле! Наши солдаты, допрежь столкнувшись с этими экзотическими воинами, бегут с поля боя, едва услышав эти дикие множественные вопли. Это немыслимо, будто из пепла восстали орды хана Чингиза".




Встреча великого немецкого поэта Гете с башкирскими воинами в Веймаре усилила у философа и поэта интерес к Востоку. Как раз в это время кто-то из немецких исследователей привез для него из Испании Коран. Выполненные прекрасным каллиграфическим почерком строки Корана привели Гете в восхищение. Он даже попытался переписать аяты Корана, хотя, разумеется, арабского языка не знал. Гете распорядился, чтобы ему перевели на немецкий язык Священное Писание мусульман. Сам он в те дни зачитывался стихами великого иранского поэта Хафиза Ширази в переводе на немецкий язык. И появление башкир в Европе было как буквальное пришествие Востока в Веймар. Башкиры исполняли коллективную молитву (салят аль-джама'а) в Веймарской гимназии. На одной из них присутствовал и сам Гете. Возможно, что это была праздничная молитва (салят аль-'ид), и поэту захотелось посмотреть на отправление мусульманского обряда богослужения, Среди башкир был один офицер высокого чина, которого они называли принцем. Гете встретился с ним. Когда башкиры посетили Веймарский театр, Гете выступил с приветственным словом, а те, в свою очередь, подарили ему боевой лук со стрелами.

В марте 1814 г. башкирские полки были в первых рядах русского войска, взявшего Париж. Все башкирские офицеры и солдаты были награждены Верховным главнокомандующим Российской армии медалями «За взятие Парижа». Как и в германских городах, в Париже охрана наиболее важных правительственных учреждений и дворцов, была возложена на башкирских воинов с учетом их высокой воинской дисциплины, которая поддерживалась не только командирами, но и войсковыми имамами.

В 1862 г. Башкирское войско и военно-кантонная система управления башкирами были упразднены. Теперь башкиры служили в русских частях, где не было полковых мулл, что чрезвычайно затрудняло им выполнение мусульманских религиозных обязанностей...

Как следует из вышеизложенного, положение солдат-мусульман в Российской армии в XVII-XIX вв. было неоднозначным. Русское командование, разрешая солдатам-мусульманам в регулярной армии исповедовать Ислам, тем не менее любыми средствами поощряло принятие военнослужащими-мусульманами православия. Правовое положение военнослужащих-мусульман в иррегулярной кавалерии было несравненно лучше. Государство содействовало Исламу, предусматривая в башкирских полках должность войскового имама. Тем самым обеспечивалась боеспособность башкирских воинских частей.

Ислам, армия

Previous post Next post
Up