Фактор риска

May 02, 2004 20:38

Видимо, только у евреев бывает так, что осознание человеком родственной "частично причастности" к народу становится фактором стимулирующим - при определенных обстоятельствах - неприязнь ... к этому народу.

WASP, обнаруживший что имеет на самом то деле где-то в веках примесь черных предков в своей родословной, не станет из-за того хуже относиться к цветным. Не обязательно воспылает к ним с того повышенным уважением, но неприязни гражус - если был - не станет от того во всяком случае бОльшим. Тогда как вовсе не редкость люди, частично родственные евреям, и испытывающие ровно по этой причине особо сильные - даже иной раз на фоне самых ярких жидоедов других национальностей - параксизмы антисемитизма. Слишком часто такое встречается - в том числе и здесь в lj, к примеру полно тому живых иллююстраций - что не замечать этого явления.

Разумеется то вовсе не означает какой-то генетически жестко наперед заданной склонности такого рода половинок/четвертинок/... - и далее по арифметике Буренина везде - к особо стойким формам антисемитизма (полно людей смешанного происхождения и отдаленно к жидоедами не примыкающим, и, более того, испытвающим к ним те же чуства, что любой еврей) однако "фактором риска" видимо является. То есть, при определенных условиях резко повыщает этот фактор вероятность перехода до того вполне нормального - на внешний взгляд - человека в жидоеды.

Исторически первым и видимо наиболее изученным случаем такого рода является основатель до сих пор видимо влиятельнейшего всемирного политического течения - из до того вполне себе безобидно мирной еврейской секты - ап. Павел:
    Апостол Павел сначала носил еврейское имя Савл, что означало «выпрошенный, вымоленный», и только после обращения к Христу стал называться Павлом.

    Был родом из главного города Киликии Тарса, пользовался правами римского гражданина. По происхождению принадлежал к колену Вениаминову, а по воспитанию и вероисповеданию - к секте фарисейской. Воспитанный Гамалиилом, Савл сделался ревнителем отечественного закона. Вместе с тем, по обычаю своего народа, он был обучен ремеслу - деланию палаток. Вероятно, Савлу было около 22 - 23 лет, когда Господь начал свое общественное служение.

    Сначала Савл преследовал христиан, участвовал в избиении камнями диакона Стефана, возглавил гонения на апостолов и их последователей. Достал себе полномочия от иудейских первосвященников отправиться в Дамаск, где было много христиан, и привести их в оковах в Иерусалим на истязания. На пути в Дамаск был поражен чудесным образом с неба, и Иисус открылся ему. Савл сделался новым человеком, получив из уст Господа назначение и звание апостола. Вскоре принял крещение и стал Павлом.

    Благодаря его проповеди образовались христианские центры по всему северному побережью Средиземного моря. Чудеса, речи, основанные церкви, успехи апостольских путешествий, видения, узы страдания за Христа и мученическая кончина (предположительно при императоре Нероне, в Риме, в 64 г. н. э.) - все это дает ему право на высокое звание первоверховного апостола. Славен Павел не только своим миссионерством, ему принадлежат 14 посланий в Новом Завете.
    (c)Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" > Жития святых > Апостол Павел

Отец Савла был римским воином и за ратные подвиги в многочесленных походах получил римское гражданство. Владел небольшим имением в малоазийской провинции Киликии (территория где-то в районе нынешней Турции), где и женился на местной жительнице, нееврейке. Сына своего воспитывал в самых строгих еврейских традициях, а по достижения подходящего к тому возраста послал учиться в одну из самых серьезных того времени иудейских школ в Иерусалим.

Способный оказался ученик, очень способный, способный на все. Когда по дороге в Сирию принял он решение не продолжать далее болтаться в чиновниках средней руки среди сонма служителей иудейского вероисповедания, а основать заместо того свою всемирного уже масштаба религию, например, из преследуемой до того с его участием секты иудейской - было ему потом рассказывал своим последователям что к тому видение - то и возникло к тому некоторое препятстиве обрядно-бытового исходно казалось лишь характера. Переходя из иудейства в христианство не отказывались тогда еще евреи от своего еврейского образа жизни в светсткой его части. Соблюдали обряды к примеру "омовения рук перед едой", гигиенически корректные особенно по жаркому климату средизимноморья строго выдерживаемые правила приготовления и употребления пищи и пр.

Решил тогда Савл - к тому времени уже Павел - поломать эти их "жидовские привычки" решительно и бесповоротно, что называется, раз и навсегда. Причина к тому тоже была вполне прозаична - мешали все эти ихние "еврейские штучки" миссионерской функции его последователей. Трудно обращать народы иных стран в христианство было евреям его миссионерских колонн, если они не могли среди них раствориться, а наоброт выделялись своими обрядами и привычками решительно во всем. Значит - решил Павел - надо обстругать с них все еврейское. Но как, чем такое объяснить - ничего и отдаленно к тому похожего в учени и Христа ведь не содеражлось?

Ну и что. Павел и Христа то в глаза не видел, а был знаком лишь с его братом. Дело то ведь не в том бродячем проповеднике еврейском, а в амбициозной цели - создать всемирную религию. Так возникла у него потребность в жесткой критике всего еврейского среди исходно первохристиан, чтобы убедить их отказаться уже и не только от своей религии, но и от всего вообще, что было им родным и понятным в их образе жизни. Таким образом в базовое ядро всемирной религии попали семена антисемитизма, кторые и дали затем всем известные с того плоды.

Ни один еврей - до той самой "половинки Савла" - из всех до него поколений первохристиан и в мыслях не имел очищать христианство от еврейской его по Христу первоосновы. Нет об том никаких до ап. Павла свидетельств. С тех пор - только после Павла - понятие выкрест стало синонимом повышенного риска антисемитизма: тот самый ныне почти уже и очевидный в самых разных его в веках проявлениях "фактор риска".

Update: К чему бы это?

В чем смысл такого вышеописанного явления, зачем Создатель повесил еще и такие вериги на евреев - и при чем только на них?

Чтобы сохранить - в том числе и через навлекаемые таким тоже образом страдания - народ еврейский, как единое целое в тысячелетиях.

Угроза ассимиляции - бесследного растворения среди окружающих народов - висит всегда и везде над любым народом в рассеянии. Происходит это путем "послойного отщепления" как правило социально весьма активных элементов этноса. При определенных обстоятельствах в жизни любого народа - тем более в странах его рассеяния - для такого расворения вполне хватает столетий и уж заведомо тысячи лет с избытком.

Внешнее отторжение со стороны других народов по отношению к евреям - независимо от его причин - было 2000 лет главный фактор к сохранению культурной и этнической их общности в рассеянии. Так вот элементы отмеченного выше процесса "послойного отщепления", то есть браки с нееврями, с заметной вероятностью сами по себе создают дополнительный барьер к дальнейшему развитию процесса ассмилиции уже тем, что существенно повышают реакцию неприязни к евреям.

Иными словами, евреи которые смешиваются с иными народами, с высокой - часто наблюдаемой - степенью вероятности повышают окружающий евреев градус антисемитизма и таким образом тормозят процесс развития дальнейшей ассимиляции.

Если принять эту точку зрения на иначе совсем уж внешне труднообъяснимое явление "выкреста", то и деяние того же ап. Павла становятся в означенном выше смысле понятными. В предверии рассения евреев по миру заложил основы мирового же и антисемизма в объемах и концентрации достаточных для того чтобы надолго блокировать возможность сколько то заметной ассимилиции евреев рассеяния. На 2000 лет вперед постарался. Но и не он один разумеется - много их было того же профиля выкрестов и после него тоже. Да и до сих пор встречаются впрочем тоже. Масштабы уже правда не те, но и то понятно - мельчает народ.
Previous post Next post
Up